Дополнительная общеобразовательная программа - общеразвивающая программа «Говоруша» для детей 3-6 лет Составил: Попова любовь Владимировна Учитель - логопед Екатеринбург, 2019 г. 1. Оглавление Целевой раздел ..................................................................................................................................... 3 1.1. Пояснительная записка. ...................................................................................................................... 3 1.2. Принципы и подходы к формированию программы ........................................................................ 4 1.3. Методы организации занятий ............................................................................................................. 4 1.4. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста ....................................................... 5 1.4.1. Нормы речевого развития детей 3-4 лет ......................................................................................... 5 1.4.2. Нормы речевого развития детей 4-5 лет ......................................................................................... 6 1.4.3 Нормы речевого развития детей 5-6 лет .......................................................................................... 7 1.4.4. Нормы речевого развития детей 6-7 лет ......................................................................................... 8 1.5. Планируемые результаты .................................................................................................................... 8 2. Содержательный раздел ......................................................................................................................... 9 2.1. Содержание образовательной деятельности по дополнительной образовательной программе .. 9 2.1.1. Содержание тем учебного курса на 1 год обучения .................................................................... 11 2.1.2. Содержание тем учебного курса на 2 год обучения .................................................................... 13 2.1.3. Содержание тем учебного курса на 3 год обучения .................................................................... 18 2.1.4. Содержание тем учебного курса на 4 год обучения .................................................................... 23 3.Организационный раздел ...................................................................................................................... 27 3.1. Методическое и материально-техническое обеспечение программы .......................................... 27 Список литературы ................................................................................................................................... 31 2 1. Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка. В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование является актуальной системой построения образовательного пространства, развития разнообразных способностей обучающихся. Для осуществления дополнительного образования в детском саду организована работа кружков. Занятия в кружках позволяют ребёнку раскрыться, а родителям увидеть весь спектр его истинных возможностей и сферу будущих интересов. Данная дополнительная общеразвивающая программа составлена на основании действующего Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 21.12.2012, приказа Минобрнауки «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» №1008 от 29.08.2013, норм СанПиН 2.4.2.2821-10, опирается на требования и методические рекомендации по составлению и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Данная программа направлена на развитие речи детей и рассчитана на обучающихся 3-7лет всех уровней подготовленности. В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. Дети порой умеют пользоваться сложной, современной техникой, а связно изложить свои мысли не могут. Стоит отметить, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих различные речевые нарушения. Родители с детьми стали реже посещать библиотеки, читать книги, рассматривать иллюстрации и рассуждать о прочитанном. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи. Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи. Такое развитие ведёт к овладению всеми богатствами родного языка. При стихийном речевом развитии дети получают достаточно невысокий речевой навык, поэтому необходимо специальное обучение. Целью специальных занятий должна стать помощь в усвоении ребёнком речи и как средства общения и познания, и как средства регулирования собственного поведения. Данная рабочая программа нацелена на развитие всех сторон речевой деятельности, совершенствованию мелкой моторики, развитию памяти, внимания, мышления учетом возрастных и индивидуальных способностей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом слов, с интересом наблюдать за их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей 3 постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи. Цель программы: создать условия для полноценного речевого развития детей в возрасте от 3 до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Задачи: 1. Развить потребность в общении и формировать коммуникативные навыки; 2. Формировать речь во взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления; 3. Учить детей владеть самостоятельной, связной, грамматически правильной речью, навыками речевого общения, фонематической системой русского языка; 4. Работать над развитием фонематического слуха и слоговой структуры; 5. Работать над расширением лексического запаса; 6. Работать над развитием грамматической стороны речи; 7. Формировать общие речевые умения и навыки; 8. Совершенствовать мелкую моторику рук; 9. Формировать правильное речевое дыхание; 10. Воспитать любовь и интерес к книге через знакомство детей с художественной литературой. 1.2. Принципы и подходы к формированию программы Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учетом следующих принципов, разработанных в логопедии и дефектологии (Л.С. Выгодский, Р.Е. Левина и др.): -принцип раннего начала коррекционно-педагогического воздействия; -принцип деятельностного подхода; -принцип коррекции и компенсации; -принцип единства диагностики и коррекции отклонений в речевом развитии; -принцип актуальности; -принцип развивающего обучения; -принцип учета соотношений первичных и вторичных отклонений в развитии ребенка; -принцип учета возрастных особенностей ребенка. Очень важно, чтобы процесс нормализации речи детей осуществлялся с учётом общедидактических принципов. 1.3. Методы организации занятий На коррекционно-развивающих занятиях следующие методы: 4 по развитию речи используются Наглядные (предметные и сюжетные картинки по всем лексическим темам, схемы- алгоритмы для составления описательных рассказов, наглядные модели для расширения словарного запаса и коррекции грамматического строя речи, схемы-символы, стимулирующие развитие логического мышления); Практические (механическое обследование игрушки, тактильное обследование предметов, игры с мелкими предметами для коррекции моторики пальцев рук, штриховка и раскрашивание предметов); Словесные (образец правильной речи; малые фольклорные жанры: потешки, загадки, сказки, пословицы, поговорки; чтение и заучивание чистоговорок, коротких стихов и рассказов, скороговорок). 1.4. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает людям понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем. Речь дана человеку природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно. 1.4.1. Нормы речевого развития детей 3-4 лет Нормально развивающийся ребенок к моменту исполнения ему 3- х лет активно использует в своей речи не менее 800-1000 слов, постоянно использует всевозможные существительные, прилагательные и глаголы. Кроме того, в его речи все чаще появляются различные местоимения, наречия и числительные. Постепенно совершенствуется и правильность речи с точки зрения грамматики. Малыш с легкостью использует в разговоре фразы, состоящие из 3-4 и более слов, в которых нередко применяются нужные падежи и числа, правильно употребляет глаголы в прошедшем времени, употребляются предлоги: по, до, вместо, после; союзы: что, куда, сколько. Дети активно проявляют интерес к заучиванию слов, стихотворений, к рифмованию слов. Между тем, речевое развитие большинства детей 3-4 лет характеризуется звуковым несовершенством. В частности, проблемы с произношением и фонетикой, так как физиологически речевой аппарат в этом возрасте развит еще недостаточно, чтобы справляться с такими сложными звуками, как свистящие, шипящие и соноры. Дети путают звуки, переставляют слоги в словах. Ребенок понимает обращенную к нему речь. Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной ситуации. 5 1.4.2. Нормы речевого развития детей 4-5 лет Речь ребенка в 4 года богата своим содержанием, точна и разнообразна. Практически все слова он произносит правильно, активно общается со взрослыми и детьми. Словарный запас увеличивается до 3000 слов. Такое богатство лексикона дает возможность точно называть предметы и их качества. В речи становится больше предлогов, они становятся сложнее: из-под, из-за. Увеличивается число личных местоимений, они все чаще употребляются как сказуемые. Изредка можно услышать и собирательные существительные, которые он употребляет к месту. Бурное развитие речи, желание высказаться, резкий скачок в количестве усвоенных слов приводит к тому, что в речи нередко встречаются ошибки: нарушается структура предложений, встречается неправильное согласование по родам и числам, неправильно изменяются глаголы. Несмотря на встречающиеся недостатки, в большинстве случаев дети правильно оформляют свои высказывания, начинают овладевать монологической речью. С помощью взрослого, дети осваивают пересказ короткого текста, прочитанного рассказа или сказки. В четыре года многие малыши освоили произношение всех звуков, они произносят их чисто и чётко. Некоторые недостатки артикуляции, встречающиеся в этом возрасте, считаются возрастной нормой и могут с течением времени исчезнуть без коррекции и специальных занятий: употребление шипящих и свистящих звуков может быть неустойчивым, правильным в одних словах и неправильным в других; звуки [л] и [р], хотя и верно произносятся в изолированном виде, не всегда правильно произносятся в словах, дети заменяют их другими звуками; неотчётливо произносит малознакомые слова. У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, более точной и богатой по содержанию. Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4 годам почти все дети произносят шипящие звуки, а к 5 годам появляются и звуки Л, Р. Итак, в 5 лет произношение всех звуков должно быть в норме. Однако у некоторых детей еще остается неустойчивое или нечеткое произношение некоторых звуков. На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук. К 5-и годам уже 3000 слов, что дает возможность малышу полнее строить свои высказывания. В речи детей все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения величины и цвета (кроме основных появляются дополнительные- голубой, розовый, коричневый, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные, а также слова, указывающие на свойства предметов, их качества и материал, из которого они сделаны. Все шире используются в речи наречия, местоимения, 6 сложные предлоги (из-под, из-за, около и др.), появляются обобщающие слова. Свое высказывание пятилетний ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует в речи чаще, но всё еще мало. Активный рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки («хочут» вместо хотят, «красная» мяч…) Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа, воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки. Однако большинство все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно передать содержание услышанного текста. 1.4.3 Нормы речевого развития детей 5-6 лет Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха — важнейшие моменты в подготовке детей к школе. К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений. Так происходит далеко не всегда. У части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные или с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха. Большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания (вопрос, восклицание). К пяти годам нужно нормализовать темп речи. Нежелателен как убыстренный темп речи, приводящий к неотчетливому, неряшливому проговариванию со смазанной артикуляцией, так и замедленный, создающий трудности в общении. При соответствующем обучении ребенок овладевает не только определением позиции звука в слове (начало, середина, конец слова), но и устанавливает точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Это является необходимой предпосылкой обучения грамоте. После пяти лет словарный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь. Дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу - хочут), в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево — дерева, карандаши — нет карандашов) и так далее. 7 Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. 1.4.4. Нормы речевого развития детей 6-7 лет В 6-7 лет дошкольники используют в речи от 3500 слов. Владеет обиходным словарем в полном объеме: знает все обобщающие слова, не путает сходные предметы, знает из чего состоят предметы, владеет достаточным количеством глаголов чтобы не путать сходные действия, умеет подбирать антонимы к словам, ориентируется во времени. К 6 годам дети умеют пользоваться не только простыми, но и сложноподчиненным и сложносочинёнными предложениями. Пересказывают текст без пропусков и перестановок частей. При этом формы существительных, прилагательных и глаголов используются без ошибок. В этом возрасте дети умеют правильно различать звуки на слух, придумывать слова на заданный звук, или с заданным звуком. Дети могут произносить сложные слова со стечение согласных, состоящих из трех и более слогов, умеют определять количество слогов в слове. В речи активно используются простые и сложные предлоги. Употребляют образные выражения и метафоры («радужная улыбка», «мамино счастье»). Дети данного возраста склоняют все члены предложения по роду, числу, падежу. Любят и охотно рассказывают сказки, сочиняют истории, отвечают на вопросы. Дети понимаю обращенную к ним речь в полном объеме, так же понимают сложные двусмысленные тексты. 1.5. Планируемые результаты В результате проведения коррекционно-развивающих занятий по развитию речи к концу средней группы у ребёнка должны быть сформированы следующие умения: речевой аппарат ребёнка подготовлен к формированию всех групп звуков; правильное произношение гласных звуков и звуков раннего онтогенеза; правильные уклады свистящих и шипящих звуков; правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох; умение различать гласные и согласные звуки; умение различать твердые и мягкие звуки; умение различать длинные (многосложные) и короткие слова; умение правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трёхсложных значительное увеличение активного и пассивного словарей, в которых присутствуют слов; слова всех частей речи; умение обобщать предметы в группы и называть группы обобщающим словом; 8 сформировано понимание простых предлогов; сформировано понятие «слово» и умение оперировать им; сформировано понятие слог (часть слова); умение владеть начальными навыками словоизменения и словообразования: а) согласование слов в предложении в роде, числе, падеже; б) образование существительных в единственном и множественном числе; в) образование существительных в родительном падеже множественного числа; г) образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом; умение составлять предложения из 3 слов по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок (из 3-4 картинок). Таким образом, ребёнок должен овладеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения, владеть диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве). А также изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации. 2. Содержательный раздел 2.1. Содержание образовательной деятельности по дополнительной образовательной программе Программа рассчитана на 4 года обучения для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. возраст детей 3-4 года срок реализации программы 4 года количество продолжительность итог 2 раза в 15 мин. 68 неделю занятий 4-5 лет 3 года 2 раза в 20 мин. 68 неделю занятий 5-6 лет 2 года 2 раза в 20 мин. 68 неделю занятий 6-7 лет 1 год 2 раза в 30 мин. 68 неделю занятий *Количество занятий по одной теме может варьироваться в зависимости от степени усвоения материала. Основной формой реализации поставленных целей и задач являются групповые занятия в игровой форме, на которых ведётся работа по следующим направлениям: 1. Развитие общей и мелкой моторики; 2. Развитие плавного длительного выдоха; 3. Развитие интонационной выразительности; темпа и ритма речи; 9 4. Развитие артикуляционной моторики и правильного произношения звуков; 5. Развитие фонематических процессов; 6. Развитие начальных навыков анализа и синтеза; 7. Развитие слоговой структуры; 8. Обогащение и активизация словаря; 9. Совершенствование грамматического строя речи; 10. Развитие связной речи и навыков речевого общения; 11. Знакомство с буквами; 12. совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Коррекционные задачи решаются не только на игровых занятиях, но и в совместной деятельности взрослого и ребёнка, а также во время соблюдения режимных моментов. Кружковая деятельность реализуется в рамках коррекционно-развивающего процесса по формированию коммуникативных навыков у детей среднего возраста на основе тематического принципа планирования занятий с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. Развитие зрительного и слухового внимания. Совершенствование процессов запоминания предметов и групп предметов, воспроизведения последовательности и количества этих предметов (3-4 картинок). Привлечение внимания ребенка к звучащим предметам и неречевым звукам, формирование сосредоточения на звучащем объекте и звуке, определение местонахождения источника звука, различать звуки по силе, высоте, длительности, очередности. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, мелкой и артикуляторной моторики. Выработка динамической координации движений (четкость и точность движений, выполняемых в определенном темпе и ритме). Подготовка артикуляторного аппарата к формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения в игровой форме артикуляторных упражнений по подражанию. Развитие лексико-грамматических категорий. При изучении лексических тем происходит знакомство с предметами и явлениями окружающего мира, расширяется и систематизируется лексический запас, пополняется активный и пассивный словарь. Для формирования грамматических категорий включаются в систему обучения разнообразные упражнения, закрепляющие понимание и употребление доступных для детей грамматических конструкций (использование план-схемы для правильного речевого высказывания, составление предложений с опорой на схему). Формирование связной речи. 10 При развитии связной речи созданы условия для использования детьми ситуативной речи в общении друг с другом и со взрослыми (в различных видах деятельности). Освоение первых форм связного высказывания: обучение ответам на вопросы по демонстрации действий, по картинкам, по прочитанной сказке. Для развития речи широко используется заучивание двустиший, рифмовок, коротких стихотворений и небольших сказок совместно со взрослым (взрослый начинает, ребенок добавляет слово или словосочетание), а также составление рассказов и пересказы по картинкам и сериям картинок (3-4 шт.). 2.1.1. Содержание тем учебного курса на 1 год обучения месяц август неделя 3 октябрь ноябрь цели Преодоление речевого и неречевого негативизма. Установление контакта с ребенком изучения уровня развития речи детей 1 Индивидуальная диагностика «Игрушки» 2 «Овощи» 3 «Фрукты» 4 «Деревья» 1 «Перелетные птицы» 2 «Осень» 3 «Дары осени» 4 Хлеб, труд хлебороба 1 «Домашние птицы» 2 «Домашние животные» 3 «Дикие животные» 4 сентябрь тема Индивидуальная диагностика 11 Уточнить с детьми названия игрушек, способы игры с ними; учить выделять составные части, форму, цвет, материал Закрепить знания об овощах, образовывать уменьшительноласкательную форму существительных, развивать внимание Закрепить знания о фруктах, образовывать уменьшительноласкательную форму существительных, развивать внимание Закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки, развивать словарь по данной теме Познакомить детей с перелетными птицами; уяснить строение птиц, внешние признаки Обобщить и систематизировать знания детей об осени Уточнить и расширить пассивный предметный словарь по темам «Грибы», «Ягоды» Формировать внимание к неречевым звукам, воспитывать чувство ритма Уточнить названия домашних птиц; знать внешние признаки, повадки, чем питаются, как голос подают; какую пользу приносят Развивать слуховое внимание, восприятие на слух криков животных; обучать узнавать предметы по их словесному описанию знать названия детенышей и их семью декабрь январь февраль март 4 «Мамины помощники» 1 «Зима» 2 «Зимние забавы» 3 «Зима-волшебница» 4 «Новый год» 1 «Транспорт» 2 «Мебель» 3 «Одежда» 1 Народная культура и традиции 2 «Комнатные растения» 3 «Защитники Отечества» 4 «Бытовая техника» 1 «Весна» 2 «8 марта» 3 «Семья» 4 «Берегите планету» 12 Учить строить фразы из двух слов: это мама, вот папа, тут баба; развивать диалогическую речь Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы Развивать словарь, память, внимание, мелкую моторику Вырабатывать правильное речевое диафрагмальное дыхание; уточнять произношение звуков Учить понимать вопросы, поставленные к сюжетной картинке; развивать речевой слух, умение правильно воспринимать словесную инструкцию Учить по инструкции педагога узнавать и правильно называть транспорт; развивать сильный плавный направленный выдох, активизировать губные мышцы Формировать обобщающее понятие «Мебель»; уточнять и пополнять глагольный словарь; развивать понимание предложных конструкций с простыми предлогами Формировать умение вслушаться в речь, понимать ее содержание; развивать диалогическую речь Продолжать обучать пониманию вопросов, поставленных к сюжетным картинкам Обучать умению соотносить предметы и изображения с их словесным обозночением Уточнить знания детей об армии; воспитывать уважение к защитникам нашей Родины; составлять предложения с предлогами; закрепить словарь по данной теме Учить произносить слова слоговой структуры первого типа – двухсложные слова из открытых слогов Обобщить и систематизировать знания детей о весне, уточнить признаки весны Уточнять и расширять пассивный словарный запас; развивать мелкую моторику Формировать умение отвечать на вопрос кто это? ; совершенствовать умение договаривать словосочетания Учить понимать целостные словосочетания; продолжать учить соотносить предмет и его признак со словесным обозначением апрель май 1 «Мой город» 2 «Космос» 3 «Наша столица» 4 «Наше здоровье» 1 «Что мы знаем о войне?» 2 «Насекомые» 3 «Лето» 4 Диагностика Расширять объем понимания чужой речи; воспитывать сосредоточенность и выдержку Закрепить знания детей о космосе, космонавтах, образовывать существительные множественного числа Уточнить и закрепить знания детей о Москве Уточнить, расширить и активизировать предметный словарь, глагольный словарь по теме Учить понимать категории рода глаголов прошедшего времени Обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: на, в, под, около и наречиями: вверху, внизу, высоко, низко, справа, слева Продолжать учить договаривать за взрослым слоги и слова; развивать диалогическую речь; развивать правильное речевые дыхание Изучить изменения развития речи детей данной группы 2.1.2. Содержание тем учебного курса на 2 год обучения месяц август сентябрь неделя 3 тема индивидуальная диагностика 4 индивидуальная диагностика «Здравствуй, осень!» 1 2 «Дары осени. Овощи. Фрукты» 3 «Урожай в корзине» (грибы, ягоды) 13 цели Преодоление речевого и неречевого негативизма. Установление контакта с ребенком изучить уровень развития речи детей Расширять пассивный словарный запас и активизировать в речи существительные и глаголы по выбранной лексической теме; учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительноласкательными суффиксами Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия; формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох Сформировать понятие простых предлогов; формировать умение согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода; развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание октябрь ноябрь 4 Осень в лесу 1 «Кто живет в лесу дремучем?» (дикие животные) 2 «Домашние животные и птицы» 3 «Перелетные птицы» 4 «Зимующие птицы» 1 «Я и моя семья» 2 «Бабушкин сундук» (одежда) 3 «Наша пища. Посуда» 14 Формировать умение составлять предложения из нескольких слов по вопросам, картинке и демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами; активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп Формировать умение различать на слух короткие и длинные слова; сформировать понятие «буква» и представление о том, чем звук отличается от буквы Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений; учить различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами Уточнить произношение гласных и согласных звуков в свободной речевой деятельности; сформировать понятие «слово» и умение им оперировать; развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание Формировать умение задавать вопросы по картинке, по демонстрации действия; формировать умение повторять за взрослым рассказы-описания, состоящие из двух-трех простых нераспространенных предложений Обучать согласованию притяжательных местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода; формировать навык мягкого голосоведения при произнесении гласных и их слияний Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи; обучить правильному употреблению наречий, декабрь январь 4 «Мамочку свою и очень люблю» 1 «Зимушка-зима» 2 «Зимние забавы» 3 «Зимующие птицы» 4 «Новый год у ворот» 2 «Народные праздники и традиции» 15 количественных числительных, порядковых числительных; сформировать умение различать гласные и согласные звуки Обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми; формировать умение выделять из ряда звуков гласные звуки; развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации Расширять пассивный словарный запас по изучаемой лексической теме; формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации Обучать пониманию обобщающего значения слов и формирование обобщающего понятия; обучать пониманию вопросов косвенных падежей; обучать образованию, а затем употреблению в речи глаголов в повелительном наклонении, настоящем времени; формировать навык анализа и синтеза слияния гласных [ау],[уа]; развивать мелкую моторику Сформировать понятие «буква» и представление о том, чем звук отличается от буквы; познакомить с гласными буквами А, У; развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца Уточнить понимание и постепенное введение в активный словарь имен существительных праздник, утренник, хоровод, мешок, ветка, гирлянда, свеча, флажок, глаголов праздновать, встречать, веселиться, получать; совершенствовать навык употребления существительных мужского и женского рода в единственном и множественном числе в именительном падеже; формировать умение образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительноласкательным суффиксом Развивать ритмичность речи, модуляции голоса при выполнении подвижных упражнений с текстом; научить подбирать слова с заданным звуком; научить делить на слоги двусложные слова, состоящие из открытых слогов февраль 3 «Животный мир Крайнего Севера» 4 «Интересные профессии» 1 «Если хочешь быть здоров!» (труд врача) 2 «День Защитника Отечества. Военные профессии» 3 «Я живу в России» 4 «Широкая Масленица» 16 Уточнить понимание и постепенное введение в активный словарь существительных, глаголов, прилагательных по лексической теме; сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков; формировать умение оречевлять игровую ситуацию; развивать общею и мелкую моторику Обучать согласованию притяжательных местоимений с существительными мужского и женского рода; обучать формированию простого двухсловного предложения и умению согласовывать подлежащее со сказуемым; активизировать движение речевого аппарата, подготавливать его к формированию правильной артикуляции звуков; стимулировать проявление речевой активности Обучать пониманию вопросов косвенных падежей; воспитание правильного умеренного темпа речи; формировать умение передавать ритмический рисунок слова со зрительной опорой и без нее Обучать правильному употреблению притяжательных местоимений, наречий, порядковых числительных; формировать умение выделять начальные ударные гласные из слов; развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, давать ответные реакции; познакомить с гласной буквой О Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2-3 простых предложений, а затем с помощью взрослого составлять короткий описательный рассказ по алгоритму или предложенному взрослому плану Расширять пассивный словарный запас по изучаемой лексической теме; закреплять правильное употребление личных местоименных форм, притяжательных местоимений и прилагательных, введенных в активный словарь; обучить пониманию и употреблению названий действий, обозначающих похожие ситуации, противоположные по значению; закрепить понятие «слово» и умение оперировать им; март 1 2 3 4 апрель 1 2 совершенствовать навык употребления в речи простых предлогов; развивать общую и мелкую моторику «Весна-красна, ты с чем Формировать навык согласования пришла?» прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода в именительном падеже; обучать согласованию притяжательных местоимений с существительными мужского и женского пола «По морям, по волнам – за Познакомить с гласной буквой И; цветами для мам» сформировать навык составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики; сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза; развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание «Народная игрушка» Обучить образованию и употреблению в речи глаголов настоящего времени 3го лица единственного и множественного числа; обучить формированию предложений из нескольких слов; научить выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, слогов, слов; научить делить на слоги двусложные слова и составлять слово из двух данных открытых слогов «Наше тело и уход за Обучить пониманию вопросов ним» косвенных падежей и употреблению существительных единственного числа в родительном, винительном, дательном и творительном падежах без предлога; обучить пониманию и употреблению возвратной формы глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени; познакомить с согласными буквами Т, П; воспитывать правильный умеренный темп речи «Государственная Закреплять правильное произношение символика» гласных и согласных звуков в игровой и свободной речевой деятельности; формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2-3 предложений, а затем с помощью взрослого составлять короткий описательный рассказ по алгоритму или предложенному плану; научить дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам [м] - [н] «Покорение космоса» Расширять пассивный словарный запас и активизировать в речи 17 май 3 «Мой дом в безопасности» (пожарная безопасность) 4 «Дорожная безопасность» 1 «Мир на всей планете» (неделя добра) 2 «Победой кончилась война» 3 «Здравствуй, лето!» 4 Диагностика существительные, глаголы по изучаемой лексической теме; обучать правильному употреблению личных местоименных форм, притяжательных местоимений; формировать умение различать на слух длинные и короткие слова. Познакомить с согласными буквами Н, М; формировать навыки пересказа; научить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов и слов из трех звуков Совершенствовать диалогическую речь; формировать умение задавать вопросы и отвечать на них предложениями из нескольких слов; формировать и развивать активную позицию ребенка в диалоге; познакомить с согласной буквой К; научить узнавать пройденные буквы, изображенные с недостающими элементами Научить дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам [п] - [т]; научить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом прямых слогов и слов из трех звуков; формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох Обучить различению и выделению в словосочетаниях названий – признаков предметов по вопросам какой? Какая? Какое? ; обучить распространению простых предложений однородными подлежащими, определениями, сказуемыми; закрепление правильного произношения согласных звуков в игровой и свободной речевой деятельности; использовать упражнения в нахождении правильно изображенных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв Закреплять представление о том, чем звук отличается от буквы; закреплять знания пройденных согласных и гласных букв и умения составлять и читать слова и предложения с ними Проанализировать изменения развития речи детей данной группы 2.1.3. Содержание тем учебного курса на 3 год обучения месяц неделя тема цели 18 август сентябрь октябрь 3 «Наши добрые дела» 4 «вот оно какое наше лето» 1 «Здравствуй, осень!» 2 «Осенняя ярмарка. Садогород» 3 «Дары осени. Овощи. Фрукты» 4 «Осенний лес» 1 «Семейные традиции» 19 Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов; развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса Обучать правильному делению на слоги сначала двусложных, а потом трехсложных слов, состоящих из открытых слогов и использованию их в речи; развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, давать ответные реакции Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств; научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов; формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох; совершенствовать умение различать на слух гласные звуки Обучать образованию, а затем и употреблению в речи глаголов в инфинитиве, в настоящем времени; формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох; стимулировать проявление речевой активности Уточнение понимания и постепенное введение в активный словарь словназваний грибов, ягод и других слов по лексической теме, их частей, названий действий и признаков предметов; развивать ритмичность речи Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках; упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные звуки; воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, ноябрь 2 «Путешествие в прошлое» (транспорт) 3 «В мире транспорта. Правила дорожного движения» 4 «Народная игрушка» 1 «Библиотека» 2 «Одежда. Ателье» 3 «Комнатные растения» 4 «Мамочку свою очень я люблю» (день матери) 20 слышать ошибки в чужой и своей речи; развивать мелкую моторику Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия; совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени Закрепить понятие «буква» и представление о том, чем звук отличается от буквы; познакомить с буквой Б; совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи; воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движениями Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности; развивать общую и мелкую моторику Познакомить с буквой Д; совершенствовать навыки составления букв из палочек, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе; активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами; совершенствовать умение декабрь январь 1 «Зимушка-зима» 2 «Как звери зимуют» 3 «Зимние виды спорта» 4 «Новый год у ворот» 2 «Народные праздники и традиции» 3 «Животный мир Крайнего Севера» 21 составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе и падеже; закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности; развитие общей моторики Обогащать активный словарь прилагательными с ласкательным значением; совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? Какая? Какое?; учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков Учить составлять рассказы-описания по образцу; закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных з конца и начала слова Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят; познакомить с буквой Д; учить узнавать «зашумленные» изображения пройденных букв Обеспечить усвоение притяжательных местоимений и использование их в экспрессивной речи; совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, распространять их однородными членами; формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой-звонкий, твердыймягкий февраль март 4 «Интересные профессии» 1 «Если хочешь быть здоров» (труд врача) 2 «День защитника Отечества. Военные профессии» 3 «Я живу в России» 4 «Широкая Масленица» 1 «Весна-красна, ты с чем пришла?» 2 «По морям, по волнам – за цветами для мам» 3 «Мой город» 4 «Уроки Мойдодыра» 22 Познакомить с буквой Г; совершенствовать навык выкладывания буквы из подручного материала; развивать общею и мелкую моторику Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со стечением согласных; обеспечить усвоение определительных местоимений и их использование в речи; развитие общей моторики Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи глаголов с различными приставками; активизировать движения речевого аппарата; закрепить понятие «слог» и умение оперировать им Познакомить с буквой Ф; закрепить навык чтения слогов с пройденными буквами Учить составлять загадки-описания о предметах и объектах по предложенному плану; сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения Познакомить с буквой В; учить узнавать пройденные буквы, изображенные с недостающими элементами; развитие общей и мелкой моторики Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов; учить связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок по коллективно составленному плану Познакомить с буквой Ы; сформировать навыки осознанного чтения слов и предложений с пройденными буквами; обеспечить усвоение и использование в речи слов различной слоговой структуры Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами; формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по апрель май 1 «По следам весны» 2 «Такой далекий космос» 3 «Мы – друзья природы» 4 «Дорожная безопасность» 1 «Наши добре дела» 2 «Победой кончилась война!» 3 «Лес -наше богатство» 4 Диагностика артикуляционным признакам в ряду слов Познакомить с буквой С; познакомить с употреблением прописной буквы в начале предложения и в именах собственных Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже; совершенствовать умение оречевлять игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи Познакомить с буквой З; воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств; учить связно рассказывать о содержании сюжетной картины по предложенному педагогом плану Познакомить с буквами Ш и Ж; учить узнавать пройденные буквы, изображенные с недостающими элементами; активизировать движения речевого аппарата; развивать мелкую моторику Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи; совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова Обеспечить усвоение указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в речи; научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные Проанализировать изменения развития речи детей данной группы 2.1.4. Содержание тем учебного курса на 4 год обучения месяц август неделя 3 тема «Дорожная безопасность» цели Расширять, утонять и активизировать словарь на основе систематизации и 23 сентябрь октябрь 4 «Как я провел лето» 1 «Осень шагает в желтом платьишке...» 2 «Что нам осень принесла?» (овощи, фрукты) 3 «Урожай в корзине» (грибы, ягоды) 4 «Хлеб – наше богатство» 1 «Путешествие в прошлое» (транспорт) 2 «В мире транспорта» 3 «Уроки Мойдодыра» 4 «Пожарная безопасность в доме» 24 обобщения знаний; развивать общую и мелкую моторику Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях; совершенствовать навыки составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картинке Учить практическому овладению существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами; продолжать работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи Обогащать экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и синонимами; совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко Познакомить с буквой Й; развивать навык выкладывания букв из кубиков и палочек; развивать мелкую моторику Закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе, падеже; подбирать однородные определения к существительным Совершенствовать навыки составления и использования сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с придаточными времени, следствия, причины Познакомить с буквой Е; сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита; развивать навык «печатания» Активизировать и совершенствовать движения речевого аппарата; уточнить произношение звуков [j], [ч], [ц], [щ] в слогах, словах, предложениях, небольших текстах Продолжить работу над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов над трехсложными словами со стечением согласных и закрытыми слогами и введением их в предложения; развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона в играх ноябрь декабрь январь 1 «Государственная символика России» 2 «Мой город» 3 «Мой дом. Бытовая техника» 4 «Нет лучше дружка, чем родная матушка» 1 «Проказы матушкизимы» 2 «Зимние виды спорта» 3 «Зимние забавы» 4 «Новый год в разных странах» 2 «Народные праздники и традиции» 25 Познакомить с буквой Ё; совершенствовать навык осознанного чтения слов; научить разгадывать ребусы Расширять представления о переносном значении и многозначности слов; учить использовать слова в переносном значении; учить соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса Обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными; совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко Познакомить с буквой Ю; закрепить умение различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы; развивать общую и мелкую моторику Способствовать овладению приставочными глаголами, глаголами с оттенками значений; закреплять умение составлять описательные рассказы по заданному плану Способствовать практическому овладению всеми простыми и основными сложными предлогами; сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень имен прилагательных Познакомить с буквой Я; развивать навыки выкладывания букв из мозаики; научить решать кроссворды Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения; работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слов и над двусложными словами с двумя стечениями согласных и введением их в предложения Сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика; учить детей произвольно менять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом февраль март 3 «Животный мир Крайнего Севера» 4 «Интересные профессии» 1 «Чем пахнут ремесла?» 2 «День защитника Отечества. Военные профессии» 3 «Я живу в России» 4 «Широкая Масленица» 1 «Идет весна красавица» 2 «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» 3 «Бабушкин сундук» одежда 4 «Библиотека» 26 Познакомить с буквой Ц; совершенствовать навык осознанного чтения предложений Совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже и косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами Закрепить умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах, в том числе в форме будущего простого и будущего сложного времени Обогащать экспрессивную речь прилагательными, обозначающими моральные качества людей; сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навык составления графических схем таких предложений Познакомить с буквой Ч; закрепить знание уже известных детям правил правописания; познакомить с правилами правописания «ча -ща пиши с а, чу- щу пиши с у» Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в ом числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки Завершить автоматизацию правильного произношения звуков всех групп в свободной речевой деятельности; продолжить работу по развитию речевого дыхания и ротового выдоха; продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительности речи Познакомить с буквой Ч; закрепить знания известных правил правописания; продолжат учить разгадывать кроссворды Закрепить представления о твердостимягкости, глухости-твердости апрель май 1 «По следам весны» 2 «космос – это тайна» 3 «Мы – друзья природы» 4 «Дружат дети на планете, дружат дети всей семьи» «Дорожная безопасность» 1 2 «Хотим под мирным небом жить» (день Победы) 3 «До свидания, садик наш, скоро школа встретит нас!»» 4 Диагностика согласных звуков; упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования Познакомить с буквой Щ; развивать навык лепки букв из пластилина; развивать общую и мелкую моторику Обогащать экспрессивную речь за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий; закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов Познакомить с буквой Л; работать над трех-, четырех- и пятисложными словами со сложной звукослоговой структурой и введением их в предложения Закреплять умения составлять загадкиописания о предметах и объектах по самостоятельно составленному плану Познакомить с буквой Р; закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно написанные буквы и зеркально написанные; учить решать кроссворды закреплять умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительным, уменьшительным суффиксами и суффиксом единичности Обобщить полученные знания; совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко Проанализировать изменения развития речи детей данной группы 3.Организационный раздел 3.1. Методическое и материально-техническое обеспечение программы Правильная организация образовательного процесса определяет качество педагогической работы. Все обучение построено интегрировано во всех разделах программы. В процессе учебно-воспитательной работы с детьми используются такие педагогические технологии, как: обучение в сотрудничестве, развивающее обучение, игра. Технология обучение в сотрудничестве предполагает варианты применения этой технологии, как по подгруппам, так и со всей группой. Основной идеей данной технологии является сотрудничество, а не соревнование; предполагается помощь детей друг другу в решении 27 поставленной задачи, общая цель достигается каждым ребенком индивидуально, в силу собственных возможностей, способностей. Развивающие технологии предполагают использование в процессе обучения детей на занятиях развивающих игр, логических упражнений, задач, головоломок. Технология игрового обучения предполагает организацию занятий с детьми в форме игры, как ведущей деятельности дошкольника. В игровой форме может быть организовано как само занятие в целом, так и структурная часть занятия. Задания подбираются с учетом возрастных особенностей психического и физического развития конкретных детей. Весь материал распределен с учетом постепенного усложнения. На занятиях используются следующие методы и приемы обучения: - игровой – дидактическая игра, элементы сюжетно-ролевых игр; -наглядный – демонстрация и показ, организация наблюдения; -словесный – рассказ, беседа, объяснение и т.д.; -практический – выполнение детьми определенных заданий, поручений и т.д. Для эффективной организации и проведения работы на занятиях педагог использует разнообразный дидактический материал: демонстрационные картинки, согласно темам занятий, разнообразный раздаточный материал, набор игр для закрепления пройденного материала, сюжетные картинки, дидактические игры. На занятиях педагог использует динамические упражнения, физкультминутки, которые приближают детей к теме занятия, дополняют знания и умения детей, отрабатываемые на конкретном занятии. В работе используется следующий учебно-методический и демонстрационный материал: 1. Т. Ю. Бардышева, Обучение связной речи детей 5-6 лет / картинно-графические планы рассказов / Москва: «Скрипторий 2003», 2015. 2. Е. В. Васильева, грамматические сказки. Развитие речи детей 5-7 лет / демонстрационный материал / издательство «Сфера»; 3. О. С. Гомзяк, Говорим правильно в 6-7 лет / картинный материал / Москва «Издательство ГНОМ», 2016; 4. О. С. Гомзяк, Говорим правильно в 5-6 лет. Сюжетные картины для развития связной речи / Москва: издательство «Ювента», 2017 год; 5. Е. В. Колесникова, Звуки и буквы / учебно-методическое пособие / М.: 2016 ГО.; 6. Е. В. Колесникова, Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 6-7 лет / тетрадь для совместной деятельности взрослого и ребенка/ М.: Ювента, 2015 год; 7. Е. В. Колесникова, От А до Я / рабочая тетрадь для детей от 5-6 лет / М.: Ювента, 2017 8. Е. В. Колесникова, Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет / год; учебно-методическое пособие / М.: Ювента, 2016 год; 28 9. Е. В. Колесникова, Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет / учебно- методическое пособие / М.: Ювента, 2016 год; 10. Е. В. Колесникова, Раз – словечко, два -словечко / рабочая тетрадь для детей 3-4 лет/ Москва: Ювента, 2017 год; 11. Е. В. Колесникова, Дорисуй / рабочая тетрадь для детей 3-4 лет/ М.: Ювента, 2016 12. Е. В. Колесникова, Я начинаю читать / рабочая тетрадь / М.: Ювента, 2014 год; 13. Н. А. Федосова, Слушаю, смотрю, рассказываю / пособие для детей / Москва: год; «Просвещение», 2017 год; 14. Л. Б. Фесюкова, Беседы по картинкам / демонстрационный материал / Москва: «Сфера», 2014 год. ТСО: персональный компьютер, телевизор 3.2. Оценочные материалы Диагностика проводится 2 раза в год. Входная проводится на первых двух занятиях, итоговая диагностика – на 74-75 занятии. Диагностический комплекс состоит из серии заданий, каждый из которых решает свои диагностические задачи. Индивидуальную диагностику можно проводить в 2-3 приема. Если ребенок устал, он должен отдохнуть, а к работе вернутся позже. Для диагностики выбраны следующие критерии: Подвижность речевого аппарата. 1. В данном показателе обращаем внимание на: точность, плавность движения артикуляционного аппарата, и на сколько быстро и точно осуществляется переход от одного движения к другому. 2. Состояние общей моторики. В данном критерии проверяем двигательную память, переключаемость движений и самоконтроль при выполнении движений. Также обращаем внимание на произвольное торможение движений, на статическую и динамическую координацию движений и исследуем пространственную координацию. 3. Состояние мелкой моторики. Для осуществления диагностики оцениваем движения рук, навыки самообслуживания (застегивания пуговиц, завязывание шарфа и т.д.). Обращаем внимание на мышечный тонус. Смотрим как держит карандаш, работает с пластилином. 4. Понимание речи. 29 В данном критерии оцениваем следующие показатели: выполняет ли задания по словесной инструкции, нуждается или нет в повторном повторении инструкции, как реагирует на обращение педагога, как реагирует на речь окружающих. 5. Звукопроизношение. Во время этого обследования оценивается умение ребенка произносить звуки изолированно и в произносимой речи. Оцениваются неточности звукопроизношения: замены, смешение звуков, искажение звуков в изолированном произношении и в самостоятельной речи. Оценивается произношение слов различной слоговой структуры, наличие перестановок, выпадения звуков или слогов. 6. Фонематические процессы. Оцениваем как ребенок опознает фонемы и различает ли фонемы близкие по способу и месту образования и акустическим признакам. 7. Владение звуко-буквенном анализом и синтезом. Оцениваем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза, допускает ли ребенок ошибки при определении количества звуков в слове, определяем сформированность навыка определения звука в слове, имеются затруднения при определении количества и последовательности звуков на более сложном речевом материале. 8. Грамматический строй. В данном критерии оценивается построение предложений, употребление предлогов, образование, согласование и использование в речи имен существительных, прилагательных , глаголов, наречий 30 Список литературы 1. В.В.Гербова Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации; 2. Глухов В. П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи. — М., 2004; 3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. — М., 2000; 4. Кузнецова Е.В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. – М.: Сфера, 2007; 5. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. — СПб., 2003; 6. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М.: Мозаика-Синтез, 2006; 7. Нищева Н. В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы влогопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011; 8. Ткаченко Т. А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза; 9. Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений; 10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- 11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ФЗ; 31