Дополнительная общеобразовательная программа - общеразвивающая программа Говоруша

Дополнительная общеобразовательная программа - общеразвивающая
программа «Говоруша» для детей 3-6 лет

Составил:
Попова любовь Владимировна
Учитель - логопед

Екатеринбург, 2019 г.

1.

Оглавление
Целевой раздел ..................................................................................................................................... 3

1.1. Пояснительная записка. ...................................................................................................................... 3
1.2. Принципы и подходы к формированию программы ........................................................................ 4
1.3. Методы организации занятий ............................................................................................................. 4
1.4. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста ....................................................... 5
1.4.1. Нормы речевого развития детей 3-4 лет ......................................................................................... 5
1.4.2. Нормы речевого развития детей 4-5 лет ......................................................................................... 6
1.4.3 Нормы речевого развития детей 5-6 лет .......................................................................................... 7
1.4.4. Нормы речевого развития детей 6-7 лет ......................................................................................... 8
1.5. Планируемые результаты .................................................................................................................... 8
2. Содержательный раздел ......................................................................................................................... 9
2.1. Содержание образовательной деятельности по дополнительной образовательной программе .. 9
2.1.1. Содержание тем учебного курса на 1 год обучения .................................................................... 11
2.1.2. Содержание тем учебного курса на 2 год обучения .................................................................... 13
2.1.3. Содержание тем учебного курса на 3 год обучения .................................................................... 18
2.1.4. Содержание тем учебного курса на 4 год обучения .................................................................... 23
3.Организационный раздел ...................................................................................................................... 27
3.1. Методическое и материально-техническое обеспечение программы .......................................... 27
Список литературы ................................................................................................................................... 31

2

1.

Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка.
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное
образование, но и дополнительное. Дополнительное образование является актуальной системой
построения образовательного пространства, развития разнообразных способностей обучающихся.
Для осуществления дополнительного образования в детском саду организована работа кружков.
Занятия в кружках позволяют ребёнку раскрыться, а родителям увидеть весь спектр его истинных
возможностей и сферу будущих интересов.
Данная

дополнительная

общеразвивающая

программа

составлена

на

основании

действующего Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 21.12.2012, приказа
Минобрнауки «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным образовательным программам» №1008 от 29.08.2013, норм СанПиН 2.4.2.2821-10,
опирается на требования и методические рекомендации по составлению и оформлению
образовательных программ дополнительного образования детей. Данная программа направлена на
развитие речи детей и рассчитана на обучающихся 3-7лет всех уровней подготовленности.
В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной
проблемой. Дети порой умеют пользоваться сложной, современной техникой, а связно изложить
свои мысли не могут. Стоит отметить, что с каждым годом увеличивается количество детей,
имеющих различные речевые нарушения. Родители с детьми стали реже посещать библиотеки,
читать книги, рассматривать иллюстрации и рассуждать о прочитанном. Вот почему так
необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной
речи.
Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой
действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на
смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его
лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений
речи. Такое развитие ведёт к овладению всеми богатствами родного языка.
При стихийном речевом развитии дети получают достаточно невысокий речевой навык,
поэтому необходимо специальное обучение. Целью специальных занятий должна стать помощь в
усвоении ребёнком речи и как средства общения и познания, и как средства регулирования
собственного поведения. Данная рабочая программа нацелена на развитие всех сторон речевой
деятельности, совершенствованию мелкой моторики, развитию памяти, внимания, мышления
учетом возрастных и индивидуальных способностей.
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что
позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом слов, с интересом наблюдать за их
использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей
3

постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать,
выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и
развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно
будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком,
совершенствования речи.
Цель программы: создать условия для полноценного речевого развития детей в возрасте от
3 до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Задачи:
1. Развить потребность в общении и формировать коммуникативные навыки;
2. Формировать речь во взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления;
3. Учить детей владеть самостоятельной, связной, грамматически правильной речью,
навыками речевого общения, фонематической системой русского языка;
4. Работать над развитием фонематического слуха и слоговой структуры;
5. Работать над расширением лексического запаса;
6. Работать над развитием грамматической стороны речи;
7. Формировать общие речевые умения и навыки;
8. Совершенствовать мелкую моторику рук;
9. Формировать правильное речевое дыхание;
10. Воспитать любовь и интерес к книге через знакомство детей с художественной
литературой.
1.2. Принципы и подходы к формированию программы
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учетом следующих
принципов, разработанных в логопедии и дефектологии (Л.С. Выгодский, Р.Е. Левина и др.):
-принцип раннего начала коррекционно-педагогического воздействия;
-принцип деятельностного подхода;
-принцип коррекции и компенсации;
-принцип единства диагностики и коррекции отклонений в речевом развитии;
-принцип актуальности;
-принцип развивающего обучения;
-принцип учета соотношений первичных и вторичных отклонений в развитии ребенка;
-принцип учета возрастных особенностей ребенка.
Очень

важно,

чтобы

процесс

нормализации

речи

детей

осуществлялся

с

учётом общедидактических принципов.
1.3. Методы организации занятий
На

коррекционно-развивающих

занятиях

следующие методы:
4

по

развитию

речи

используются



Наглядные (предметные и сюжетные картинки по всем лексическим темам, схемы-

алгоритмы для составления описательных рассказов, наглядные модели для расширения словарного
запаса и коррекции грамматического строя речи, схемы-символы, стимулирующие развитие
логического мышления);


Практические (механическое обследование игрушки, тактильное обследование

предметов, игры с мелкими предметами для коррекции моторики пальцев рук, штриховка и
раскрашивание предметов);


Словесные (образец правильной речи; малые фольклорные жанры: потешки, загадки,

сказки, пословицы, поговорки; чтение и заучивание чистоговорок, коротких стихов и рассказов,
скороговорок).
1.4. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в
наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает людям понять
друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в
котором мы живем.
Речь дана человеку природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий,
чтобы она была развита своевременно и правильно.
1.4.1. Нормы речевого развития детей 3-4 лет
Нормально развивающийся ребенок к моменту исполнения ему 3- х лет активно использует
в своей речи не менее 800-1000 слов, постоянно использует всевозможные существительные,
прилагательные и глаголы. Кроме того, в его речи все чаще появляются различные местоимения,
наречия и числительные. Постепенно совершенствуется и правильность речи с точки зрения
грамматики. Малыш с легкостью использует в разговоре фразы, состоящие из 3-4 и более слов, в
которых нередко применяются нужные падежи и числа, правильно употребляет глаголы в
прошедшем времени, употребляются предлоги: по, до, вместо, после; союзы: что, куда, сколько.
Дети активно проявляют интерес к заучиванию слов, стихотворений, к рифмованию слов.
Между тем, речевое развитие большинства детей 3-4 лет характеризуется звуковым
несовершенством. В частности, проблемы с произношением и фонетикой, так как физиологически
речевой аппарат в этом возрасте развит еще недостаточно, чтобы справляться с такими сложными
звуками, как свистящие, шипящие и соноры. Дети путают звуки, переставляют слоги в словах.
Ребенок понимает обращенную к нему речь. Понимает сложноподчиненные предложения,
значения предлогов вне конкретной ситуации.

5

1.4.2. Нормы речевого развития детей 4-5 лет
Речь ребенка в 4 года богата своим содержанием, точна и разнообразна. Практически все
слова он произносит правильно, активно общается со взрослыми и детьми. Словарный запас
увеличивается до 3000 слов. Такое богатство лексикона дает возможность точно называть предметы
и их качества. В речи становится больше предлогов, они становятся сложнее: из-под, из-за.
Увеличивается число личных местоимений, они все чаще употребляются как сказуемые. Изредка
можно услышать и собирательные существительные, которые он употребляет к месту.
Бурное развитие речи, желание высказаться, резкий скачок в количестве усвоенных слов
приводит к тому, что в речи нередко встречаются ошибки: нарушается структура предложений,
встречается неправильное согласование по родам и числам, неправильно изменяются глаголы.
Несмотря на встречающиеся недостатки, в большинстве случаев дети правильно оформляют
свои высказывания, начинают овладевать монологической речью. С помощью взрослого, дети
осваивают пересказ короткого текста, прочитанного рассказа или сказки.
В четыре года многие малыши освоили произношение всех звуков, они произносят их
чисто и чётко. Некоторые недостатки артикуляции, встречающиеся в этом возрасте, считаются
возрастной нормой и могут с течением времени исчезнуть без коррекции и специальных занятий:
употребление шипящих и свистящих звуков может быть неустойчивым, правильным в одних
словах и неправильным в других; звуки [л] и [р], хотя и верно произносятся в изолированном виде,
не всегда правильно произносятся в словах, дети заменяют их другими звуками; неотчётливо
произносит малознакомые слова.
У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом
развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать
их в речи. Речь его становится разнообразней, более точной и богатой по содержанию.
Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение
согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4 годам почти все дети произносят
шипящие звуки, а к 5 годам появляются и звуки Л, Р. Итак, в 5 лет произношение всех звуков должно
быть в норме. Однако у некоторых детей еще остается неустойчивое или нечеткое произношение
некоторых звуков.
На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в
слове, подобрать слово на заданный звук.
К 5-и годам уже 3000 слов, что дает возможность малышу полнее строить свои
высказывания. В речи детей все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для
обозначения признаков и качеств предметов, для определения величины и цвета (кроме основных
появляются дополнительные- голубой, розовый, коричневый, оранжевый), начинают появляться
притяжательные прилагательные, а также слова, указывающие на свойства предметов, их качества
и материал, из которого они сделаны. Все шире используются в речи наречия, местоимения,
6

сложные предлоги (из-под, из-за, около и др.), появляются обобщающие слова. Свое высказывание
пятилетний ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и
сложноподчиненные предложения использует в речи чаще, но всё еще мало.
Активный рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети
чаще допускают грамматические ошибки («хочут» вместо хотят, «красная» мяч…) Некоторые дети
в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа, воспроизводить
различные интонации, подражая героям сказки. Однако большинство все еще не могут
самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно передать содержание
услышанного текста.
1.4.3 Нормы речевого развития детей 5-6 лет
Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать
свои мысли, развитие фонематического слуха — важнейшие моменты в подготовке детей к школе.
К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все
дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений. Так происходит
далеко не всегда. У части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные
или с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием
фонематического слуха.
Большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей
высказывания (вопрос, восклицание). К пяти годам нужно нормализовать темп речи. Нежелателен
как убыстренный темп речи, приводящий к неотчетливому, неряшливому проговариванию со
смазанной артикуляцией, так и замедленный, создающий трудности в общении.
При соответствующем обучении ребенок овладевает не только определением позиции звука
в слове (начало, середина, конец слова), но и устанавливает точное место звука в слове, называя
звуки по порядку их следования в слове. Это является необходимой предпосылкой обучения
грамоте.
После пяти лет словарный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было
примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее.
Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета.
Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко
входит в активный словарь.
Дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и
исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества
становится все меньше. Тем не менее могут оставаться ошибки в употреблении форм с
чередованиями

звуков

(хочу

-

хочут),

в

употреблении

форм

множественного

числа

существительных в именительном и родительном падежах (дерево — дерева, карандаши — нет
карандашов) и так далее.
7

Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения
развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях,
свидетелем которых он был.
1.4.4. Нормы речевого развития детей 6-7 лет
В 6-7 лет дошкольники используют в речи от 3500 слов. Владеет обиходным словарем в
полном объеме: знает все обобщающие слова, не путает сходные предметы, знает из чего состоят
предметы, владеет достаточным количеством глаголов чтобы не путать сходные действия, умеет
подбирать антонимы к словам, ориентируется во времени.
К 6 годам дети умеют пользоваться не только простыми, но и сложноподчиненным и
сложносочинёнными предложениями. Пересказывают текст без пропусков и перестановок частей.
При этом формы существительных, прилагательных и глаголов используются без ошибок.
В этом возрасте дети умеют правильно различать звуки на слух, придумывать слова на
заданный звук, или с заданным звуком. Дети могут произносить сложные слова со стечение
согласных, состоящих из трех и более слогов, умеют определять количество слогов в слове. В речи
активно используются простые и сложные предлоги. Употребляют образные выражения и
метафоры («радужная улыбка», «мамино счастье»). Дети данного возраста склоняют все члены
предложения по роду, числу, падежу. Любят и охотно рассказывают сказки, сочиняют истории,
отвечают на вопросы. Дети понимаю обращенную к ним речь в полном объеме, так же понимают
сложные двусмысленные тексты.
1.5. Планируемые результаты
В результате проведения коррекционно-развивающих занятий по развитию речи к концу
средней группы у ребёнка должны быть сформированы следующие умения:


речевой аппарат ребёнка подготовлен к формированию всех групп звуков;



правильное произношение гласных звуков и звуков раннего онтогенеза;



правильные уклады свистящих и шипящих звуков;



правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох;



умение различать гласные и согласные звуки;



умение различать твердые и мягкие звуки;



умение различать длинные (многосложные) и короткие слова;



умение правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трёхсложных



значительное увеличение активного и пассивного словарей, в которых присутствуют

слов;
слова всех частей речи;


умение обобщать предметы в группы и называть группы обобщающим словом;
8



сформировано понимание простых предлогов;



сформировано понятие «слово» и умение оперировать им;



сформировано понятие слог (часть слова);



умение владеть начальными навыками словоизменения и словообразования:

а) согласование слов в предложении в роде, числе, падеже;
б) образование существительных в единственном и множественном числе;
в) образование существительных в родительном падеже множественного числа;
г) образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;


умение составлять предложения из 3 слов по сюжетной картинке и серии сюжетных

картинок (из 3-4 картинок).
Таким образом, ребёнок должен овладеть средствами общения и способами взаимодействия
со взрослыми и сверстниками, адекватно использовать вербальные и невербальные средства
общения, владеть диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и
взрослыми

(договариваться,

обмениваться

предметами,

распределять

действия

при

сотрудничестве). А также изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости
от ситуации.
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательной деятельности по дополнительной образовательной
программе
Программа рассчитана на 4 года обучения для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.
возраст детей
3-4 года

срок реализации
программы
4 года

количество

продолжительность итог

2 раза в
15 мин.
68
неделю
занятий
4-5 лет
3 года
2 раза в
20 мин.
68
неделю
занятий
5-6 лет
2 года
2 раза в
20 мин.
68
неделю
занятий
6-7 лет
1 год
2 раза в
30 мин.
68
неделю
занятий
*Количество занятий по одной теме может варьироваться в зависимости от степени усвоения
материала.
Основной формой реализации поставленных целей и задач являются групповые занятия
в игровой форме, на которых ведётся работа по следующим направлениям:
1. Развитие общей и мелкой моторики;
2. Развитие плавного длительного выдоха;
3. Развитие интонационной выразительности; темпа и ритма речи;
9

4. Развитие артикуляционной моторики и правильного произношения звуков;
5. Развитие фонематических процессов;
6. Развитие начальных навыков анализа и синтеза;
7. Развитие слоговой структуры;
8. Обогащение и активизация словаря;
9. Совершенствование грамматического строя речи;
10. Развитие связной речи и навыков речевого общения;
11. Знакомство с буквами;
12. совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
Коррекционные задачи решаются не только на игровых занятиях, но и в совместной
деятельности взрослого и ребёнка, а также во время соблюдения режимных моментов.
Кружковая деятельность реализуется в рамках коррекционно-развивающего процесса по
формированию коммуникативных навыков у детей среднего возраста на основе тематического
принципа планирования занятий с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.


Развитие зрительного и слухового внимания.

Совершенствование процессов запоминания предметов и групп предметов, воспроизведения
последовательности и количества этих предметов (3-4 картинок).
Привлечение внимания ребенка к звучащим предметам и неречевым звукам, формирование
сосредоточения на звучащем объекте и звуке, определение
местонахождения источника звука, различать звуки по силе, высоте, длительности, очередности.


Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития
общей, мелкой и артикуляторной моторики.
Выработка динамической координации движений (четкость и точность движений,
выполняемых в определенном темпе и ритме).
Подготовка артикуляторного аппарата к формированию правильного звукопроизношения в
процессе выполнения в игровой форме артикуляторных упражнений по подражанию.


Развитие лексико-грамматических категорий.

При изучении лексических тем происходит знакомство с предметами и явлениями
окружающего мира, расширяется и систематизируется лексический запас, пополняется активный и
пассивный словарь.
Для

формирования

грамматических

категорий

включаются

в

систему

обучения

разнообразные упражнения, закрепляющие понимание и употребление доступных для детей
грамматических конструкций (использование план-схемы для правильного речевого высказывания,
составление предложений с опорой на схему).


Формирование связной речи.
10

При развитии связной речи созданы условия для использования детьми ситуативной речи в
общении друг с другом и со взрослыми (в различных видах деятельности).
Освоение первых форм связного высказывания: обучение ответам на вопросы по
демонстрации действий, по картинкам, по прочитанной сказке. Для развития речи широко
используется заучивание двустиший, рифмовок, коротких стихотворений и небольших сказок
совместно со взрослым (взрослый начинает, ребенок добавляет слово или словосочетание), а также
составление рассказов и пересказы по картинкам и сериям картинок (3-4 шт.).

2.1.1. Содержание тем учебного курса на 1 год обучения
месяц
август

неделя
3

октябрь

ноябрь

цели
Преодоление речевого и неречевого
негативизма. Установление контакта с
ребенком
изучения уровня развития речи детей

1

Индивидуальная
диагностика
«Игрушки»

2

«Овощи»

3

«Фрукты»

4

«Деревья»

1

«Перелетные птицы»

2

«Осень»

3

«Дары осени»

4

Хлеб, труд хлебороба

1

«Домашние птицы»

2

«Домашние животные»

3

«Дикие животные»

4
сентябрь

тема
Индивидуальная
диагностика

11

Уточнить с детьми названия игрушек,
способы игры с ними; учить выделять
составные части, форму, цвет, материал
Закрепить знания об овощах,
образовывать уменьшительноласкательную форму существительных,
развивать внимание
Закрепить знания о фруктах,
образовывать уменьшительноласкательную форму существительных,
развивать внимание
Закрепить названия деревьев, их
строение, внешние признаки, развивать
словарь по данной теме
Познакомить детей с перелетными
птицами; уяснить строение птиц,
внешние признаки
Обобщить и систематизировать знания
детей об осени
Уточнить и расширить пассивный
предметный словарь по темам «Грибы»,
«Ягоды»
Формировать внимание к неречевым
звукам, воспитывать чувство ритма
Уточнить названия домашних птиц;
знать внешние признаки, повадки, чем
питаются, как голос подают; какую
пользу приносят
Развивать слуховое внимание,
восприятие на слух криков животных;
обучать узнавать предметы по их
словесному описанию
знать названия детенышей и их семью

декабрь

январь

февраль

март

4

«Мамины помощники»

1

«Зима»

2

«Зимние забавы»

3

«Зима-волшебница»

4

«Новый год»

1

«Транспорт»

2

«Мебель»

3

«Одежда»

1

Народная культура и
традиции

2

«Комнатные растения»

3

«Защитники Отечества»

4

«Бытовая техника»

1

«Весна»

2

«8 марта»

3

«Семья»

4

«Берегите планету»

12

Учить строить фразы из двух слов: это
мама, вот папа, тут баба; развивать
диалогическую речь
Обобщить и систематизировать знания
детей о зиме, уточнить признаки зимы
Развивать словарь, память, внимание,
мелкую моторику
Вырабатывать правильное речевое
диафрагмальное дыхание; уточнять
произношение звуков
Учить понимать вопросы, поставленные
к сюжетной картинке; развивать
речевой слух, умение правильно
воспринимать словесную инструкцию
Учить по инструкции педагога узнавать
и правильно называть транспорт;
развивать сильный плавный
направленный выдох, активизировать
губные мышцы
Формировать обобщающее понятие
«Мебель»; уточнять и пополнять
глагольный словарь; развивать
понимание предложных конструкций с
простыми предлогами
Формировать умение вслушаться в
речь, понимать ее содержание;
развивать диалогическую речь
Продолжать обучать пониманию
вопросов, поставленных к сюжетным
картинкам
Обучать умению соотносить предметы
и изображения с их словесным
обозночением
Уточнить знания детей об армии;
воспитывать уважение к защитникам
нашей Родины; составлять предложения
с предлогами; закрепить словарь по
данной теме
Учить произносить слова слоговой
структуры первого типа – двухсложные
слова из открытых слогов
Обобщить и систематизировать знания
детей о весне, уточнить признаки весны
Уточнять и расширять пассивный
словарный запас; развивать мелкую
моторику
Формировать умение отвечать на
вопрос кто это? ; совершенствовать
умение договаривать словосочетания
Учить понимать целостные
словосочетания; продолжать учить
соотносить предмет и его признак со
словесным обозначением

апрель

май

1

«Мой город»

2

«Космос»

3

«Наша столица»

4

«Наше здоровье»

1

«Что мы знаем о войне?»

2

«Насекомые»

3

«Лето»

4

Диагностика

Расширять объем понимания чужой
речи; воспитывать сосредоточенность и
выдержку
Закрепить знания детей о космосе,
космонавтах, образовывать
существительные множественного
числа
Уточнить и закрепить знания детей о
Москве
Уточнить, расширить и активизировать
предметный словарь, глагольный
словарь по теме
Учить понимать категории рода
глаголов прошедшего времени
Обучать пониманию пространственных
отношений двух предметов,
выраженных предлогами: на, в, под,
около и наречиями: вверху, внизу,
высоко, низко, справа, слева
Продолжать учить договаривать за
взрослым слоги и слова; развивать
диалогическую речь; развивать
правильное речевые дыхание
Изучить изменения развития речи детей
данной группы

2.1.2. Содержание тем учебного курса на 2 год обучения
месяц
август

сентябрь

неделя
3

тема
индивидуальная
диагностика

4

индивидуальная
диагностика
«Здравствуй, осень!»

1

2

«Дары осени. Овощи.
Фрукты»

3

«Урожай в корзине»
(грибы, ягоды)

13

цели
Преодоление речевого и неречевого
негативизма. Установление контакта с
ребенком
изучить уровень развития речи детей
Расширять пассивный словарный
запас и активизировать в речи
существительные и глаголы по
выбранной лексической теме; учить
образовывать и использовать в речи
существительные с уменьшительноласкательными суффиксами
Учить понимать обобщающее
значение слов и формировать
обобщающие понятия; формировать
правильное речевое дыхание и
длительный ротовой выдох
Сформировать понятие простых
предлогов; формировать умение
согласовывать числительные с
существительными мужского и
женского рода; развивать умение
вслушиваться в обращенную речь,
понимать ее содержание

октябрь

ноябрь

4

Осень в лесу

1

«Кто живет в лесу
дремучем?» (дикие
животные)

2

«Домашние животные и
птицы»

3

«Перелетные птицы»

4

«Зимующие птицы»

1

«Я и моя семья»

2

«Бабушкин сундук»
(одежда)

3

«Наша пища. Посуда»

14

Формировать умение составлять
предложения из нескольких слов по
вопросам, картинке и демонстрации
действия, дополнять предложения
недостающими словами;
активизировать движения речевого
аппарата, готовить его к
формированию звуков всех групп
Формировать умение различать на
слух короткие и длинные слова;
сформировать понятие «буква» и
представление о том, чем звук
отличается от буквы
Расширять словарь за счет активного
усвоения и использования в
экспрессивной речи личных
местоименных форм, притяжательных
местоимений; учить различать и
употреблять существительные
мужского, женского и среднего рода в
единственном и множественном числе
в именительном падеже
Формировать умение понимать
вопросы косвенных падежей и
употреблять существительные
мужского, женского и среднего рода
косвенных падежах сначала в
беспредложных конструкциях, затем в
предложных конструкциях с простыми
предлогами
Уточнить произношение гласных и
согласных звуков в свободной речевой
деятельности; сформировать понятие
«слово» и умение им оперировать;
развивать умение вслушиваться в
обращенную речь, понимать ее
содержание
Формировать умение задавать
вопросы по картинке, по
демонстрации действия; формировать
умение повторять за взрослым
рассказы-описания, состоящие из
двух-трех простых
нераспространенных предложений
Обучать согласованию
притяжательных местоимений и имен
прилагательных с существительными
мужского, женского и среднего рода;
формировать навык мягкого
голосоведения при произнесении
гласных и их слияний
Развивать ритмичность и
интонационную выразительность
речи; обучить правильному
употреблению наречий,

декабрь

январь

4

«Мамочку свою и очень
люблю»

1

«Зимушка-зима»

2

«Зимние забавы»

3

«Зимующие птицы»

4

«Новый год у ворот»

2

«Народные праздники и
традиции»

15

количественных числительных,
порядковых числительных;
сформировать умение различать
гласные и согласные звуки
Обучать распространению простых
предложений однородными
подлежащими и сказуемыми;
формировать умение выделять из ряда
звуков гласные звуки; развивать
реакцию на интонацию и мимику,
соответствующую интонации
Расширять пассивный словарный
запас по изучаемой лексической теме;
формировать умение запоминать и
воспроизводить цепочки слогов со
сменой ударения и интонации
Обучать пониманию обобщающего
значения слов и формирование
обобщающего понятия; обучать
пониманию вопросов косвенных
падежей; обучать образованию, а
затем употреблению в речи глаголов в
повелительном наклонении,
настоящем времени; формировать
навык анализа и синтеза слияния
гласных [ау],[уа]; развивать мелкую
моторику
Сформировать понятие «буква» и
представление о том, чем звук
отличается от буквы; познакомить с
гласными буквами А, У; развивать
умение поддерживать беседу, задавать
вопросы и отвечать на них,
выслушивать друг друга до конца
Уточнить понимание и постепенное
введение в активный словарь имен
существительных праздник, утренник,
хоровод, мешок, ветка, гирлянда,
свеча, флажок, глаголов праздновать,
встречать, веселиться, получать;
совершенствовать навык употребления
существительных мужского и
женского рода в единственном и
множественном числе в именительном
падеже; формировать умение
образовывать и использовать в речи
существительные с уменьшительноласкательным суффиксом
Развивать ритмичность речи,
модуляции голоса при выполнении
подвижных упражнений с текстом;
научить подбирать слова с заданным
звуком; научить делить на слоги
двусложные слова, состоящие из
открытых слогов

февраль

3

«Животный мир Крайнего
Севера»

4

«Интересные профессии»

1

«Если хочешь быть
здоров!» (труд врача)

2

«День Защитника
Отечества. Военные
профессии»

3

«Я живу в России»

4

«Широкая Масленица»

16

Уточнить понимание и постепенное
введение в активный словарь
существительных, глаголов,
прилагательных по лексической теме;
сформировать правильные уклады
свистящих и шипящих звуков;
формировать умение оречевлять
игровую ситуацию; развивать общею и
мелкую моторику
Обучать согласованию
притяжательных местоимений с
существительными мужского и
женского рода; обучать
формированию простого двухсловного
предложения и умению согласовывать
подлежащее со сказуемым;
активизировать движение речевого
аппарата, подготавливать его к
формированию правильной
артикуляции звуков; стимулировать
проявление речевой активности
Обучать пониманию вопросов
косвенных падежей; воспитание
правильного умеренного темпа речи;
формировать умение передавать
ритмический рисунок слова со
зрительной опорой и без нее
Обучать правильному употреблению
притяжательных местоимений,
наречий, порядковых числительных;
формировать умение выделять
начальные ударные гласные из слов;
развивать умение вслушиваться в
обращенную речь, понимать ее
содержание, давать ответные реакции;
познакомить с гласной буквой О
Формировать умение повторять за
взрослым описательный рассказ из 2-3
простых предложений, а затем с
помощью взрослого составлять
короткий описательный рассказ по
алгоритму или предложенному
взрослому плану
Расширять пассивный словарный
запас по изучаемой лексической теме;
закреплять правильное употребление
личных местоименных форм,
притяжательных местоимений и
прилагательных, введенных в
активный словарь; обучить
пониманию и употреблению названий
действий, обозначающих похожие
ситуации, противоположные по
значению; закрепить понятие «слово»
и умение оперировать им;

март

1

2

3

4

апрель

1

2

совершенствовать навык употребления
в речи простых предлогов; развивать
общую и мелкую моторику
«Весна-красна, ты с чем
Формировать навык согласования
пришла?»
прилагательных с существительными
мужского, женского и среднего рода в
именительном падеже; обучать
согласованию притяжательных
местоимений с существительными
мужского и женского пола
«По морям, по волнам – за Познакомить с гласной буквой И;
цветами для мам»
сформировать навык составления букв
из палочек, выкладывания из
шнурочка и мозаики; сформировать
первоначальные навыки анализа и
синтеза; развивать умение
вслушиваться в обращенную речь,
понимать ее содержание
«Народная игрушка»
Обучить образованию и употреблению
в речи глаголов настоящего времени 3го лица единственного и
множественного числа; обучить
формированию предложений из
нескольких слов; научить выделять
согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из
ряда звуков, слогов, слов; научить
делить на слоги двусложные слова и
составлять слово из двух данных
открытых слогов
«Наше тело и уход за
Обучить пониманию вопросов
ним»
косвенных падежей и употреблению
существительных единственного числа
в родительном, винительном,
дательном и творительном падежах
без предлога; обучить пониманию и
употреблению возвратной формы
глаголов 3-го лица единственного
числа настоящего времени;
познакомить с согласными буквами Т,
П; воспитывать правильный
умеренный темп речи
«Государственная
Закреплять правильное произношение
символика»
гласных и согласных звуков в игровой
и свободной речевой деятельности;
формировать умение повторять за
взрослым описательный рассказ из 2-3
предложений, а затем с помощью
взрослого составлять короткий
описательный рассказ по алгоритму
или предложенному плану; научить
дифференцировать звуки,
отличающиеся по артикуляционным и
акустическим признакам [м] - [н]
«Покорение космоса»
Расширять пассивный словарный
запас и активизировать в речи
17

май

3

«Мой дом в
безопасности» (пожарная
безопасность)

4

«Дорожная безопасность»

1

«Мир на всей планете»
(неделя добра)

2

«Победой кончилась
война»

3

«Здравствуй, лето!»

4

Диагностика

существительные, глаголы по
изучаемой лексической теме; обучать
правильному употреблению личных
местоименных форм, притяжательных
местоимений; формировать умение
различать на слух длинные и короткие
слова.
Познакомить с согласными буквами Н,
М; формировать навыки пересказа;
научить производить анализ и синтез
сначала обратных, а потом и прямых
слогов и слов из трех звуков
Совершенствовать диалогическую
речь; формировать умение задавать
вопросы и отвечать на них
предложениями из нескольких слов;
формировать и развивать активную
позицию ребенка в диалоге;
познакомить с согласной буквой К;
научить узнавать пройденные буквы,
изображенные с недостающими
элементами
Научить дифференцировать звуки,
отличающиеся по артикуляционным и
акустическим признакам [п] - [т];
научить производить анализ и синтез
сначала обратных, а потом прямых
слогов и слов из трех звуков;
формировать правильное речевое
дыхание и длительный ротовой выдох
Обучить различению и выделению в
словосочетаниях названий – признаков
предметов по вопросам какой? Какая?
Какое? ; обучить распространению
простых предложений однородными
подлежащими, определениями,
сказуемыми; закрепление правильного
произношения согласных звуков в
игровой и свободной речевой
деятельности; использовать
упражнения в нахождении правильно
изображенных букв в ряду, состоящем
из правильно и зеркально написанных
букв
Закреплять представление о том, чем
звук отличается от буквы; закреплять
знания пройденных согласных и
гласных букв и умения составлять и
читать слова и предложения с ними
Проанализировать изменения
развития речи детей данной группы

2.1.3. Содержание тем учебного курса на 3 год обучения
месяц

неделя

тема

цели
18

август

сентябрь

октябрь

3

«Наши добрые дела»

4

«вот оно какое наше
лето»

1

«Здравствуй, осень!»

2

«Осенняя ярмарка. Садогород»

3

«Дары осени. Овощи.
Фрукты»

4

«Осенний лес»

1

«Семейные традиции»

19

Уточнить и расширить запас
представлений на основе наблюдения
и осмысления предметов и явлений
окружающей действительности,
создать достаточный запас словарных
образов; развивать ритмичность речи,
ее интонационную выразительность,
модуляцию голоса
Обучать правильному делению на
слоги сначала двусложных, а потом
трехсложных слов, состоящих из
открытых слогов и использованию их
в речи; развивать умение
вслушиваться в обращенную речь,
понимать ее содержание, давать
ответные реакции
Обеспечить переход от накопленных
представлений и пассивного речевого
запаса к активному использованию
речевых средств; научить
образовывать и использовать в
экспрессивной речи относительные и
притяжательные прилагательные
Учить сопоставлять предметы и
явления и на этой основе обеспечить
понимание и использование в речи
слов-синонимов и слов-антонимов;
формировать правильное речевое
дыхание и длительный ротовой выдох;
совершенствовать умение различать на
слух гласные звуки
Обучать образованию, а затем и
употреблению в речи глаголов в
инфинитиве, в настоящем времени;
формировать правильное речевое
дыхание и длительный ротовой выдох;
стимулировать проявление речевой
активности
Уточнение понимания и постепенное
введение в активный словарь словназваний грибов, ягод и других слов
по лексической теме, их частей,
названий действий и признаков
предметов; развивать ритмичность
речи
Закрепить представления о гласных и
согласных звуках, их отличительных
признаках; упражнять в различении на
слух гласных и согласных звуков, в
подборе слов на заданные звуки;
воспитывать активное произвольное
внимание к речи, совершенствовать
умение вслушиваться в обращенную
речь, понимать ее содержание,

ноябрь

2

«Путешествие в
прошлое» (транспорт)

3

«В мире транспорта.
Правила дорожного
движения»

4

«Народная игрушка»

1

«Библиотека»

2

«Одежда. Ателье»

3

«Комнатные растения»

4

«Мамочку свою очень я
люблю» (день матери)

20

слышать ошибки в чужой и своей
речи; развивать мелкую моторику
Учить группировать предметы по
признакам их соотнесенности и на
этой основе развивать понимание
обобщающего значения слов,
формировать доступные родовые и
видовые обобщающие понятия;
совершенствовать умение различать на
слух длинные и короткие слова
Обеспечить дальнейшее усвоение и
использование в экспрессивной речи
некоторых форм словоизменения:
окончаний имен существительных в
единственном и множественном числе
в именительном падеже, в косвенных
падежах без предлога и с простыми
предлогами; окончаний глаголов
настоящего времени, глаголов
мужского и женского рода в
прошедшем времени
Закрепить понятие «буква» и
представление о том, чем звук
отличается от буквы; познакомить с
буквой Б; совершенствовать умение
отвечать на вопросы кратко и полно,
задавать вопросы, вести диалог,
выслушивать друг друга до конца
Расширить понимание значения
простых предлогов и активизировать
их использование в речи; воспитывать
умеренный темп речи по подражанию
педагогу и в упражнениях на
координацию речи с движениями
Формировать умение различать на
слух согласные звуки, близкие по
артикуляционным признакам в ряду
звуков, слогов, слов, в предложениях,
свободной игровой и речевой
деятельности; развивать общую и
мелкую моторику
Познакомить с буквой Д;
совершенствовать навыки составления
букв из палочек, «рисования» по
тонкому слою манки и в воздухе;
активизировать движения речевого
аппарата, готовить его к
формированию звуков всех групп
Расширить глагольный словарь на
основе работы по усвоению
понимания действий, выраженных
приставочными глаголами; работы по
усвоению понимания действий,
выраженных личными и возвратными
глаголами; совершенствовать умение

декабрь

январь

1

«Зимушка-зима»

2

«Как звери зимуют»

3

«Зимние виды спорта»

4

«Новый год у ворот»

2

«Народные праздники и
традиции»

3

«Животный мир
Крайнего Севера»

21

составлять простые предложения по
вопросам, по картинке и по
демонстрации действия,
распространять их однородными
членами
Совершенствовать навык согласования
прилагательных и числительных с
существительными в роде, числе и
падеже; закрепить правильное
произношение имеющихся звуков в
игровой и свободной речевой
деятельности; развитие общей
моторики
Обогащать активный словарь
прилагательными с ласкательным
значением; совершенствовать умение
составлять простые предложения по
вопросам, по картинке и по
демонстрации действия,
распространять их однородными
членами
Учить различать и выделять в
словосочетаниях названия признаков
предметов по их назначению и по
вопросам какой? Какая? Какое?;
учить запоминать и воспроизводить
цепочки слогов со сменой ударения и
интонации; совершенствовать навык
анализа и синтеза открытых и
закрытых слогов, слов из трех-пяти
звуков
Учить составлять рассказы-описания
по образцу; закреплять навык
выделения заданных звуков из ряда
звуков, гласных из начала слова,
согласных з конца и начала слова
Обеспечить практическое усвоение
некоторых способов словообразования
и на этой основе использование в
экспрессивной речи существительных
с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят;
познакомить с буквой Д; учить
узнавать «зашумленные» изображения
пройденных букв
Обеспечить усвоение притяжательных
местоимений и использование их в
экспрессивной речи;
совершенствовать умение составлять
простые предложения по вопросам,
распространять их однородными
членами; формировать навык
различения согласных звуков по
признакам: глухой-звонкий, твердыймягкий

февраль

март

4

«Интересные
профессии»

1

«Если хочешь быть
здоров» (труд врача)

2

«День защитника
Отечества. Военные
профессии»

3

«Я живу в России»

4

«Широкая Масленица»

1

«Весна-красна, ты с чем
пришла?»

2

«По морям, по волнам –
за цветами для мам»

3

«Мой город»

4

«Уроки Мойдодыра»

22

Познакомить с буквой Г;
совершенствовать навык
выкладывания буквы из подручного
материала; развивать общею и мелкую
моторику
Учить запоминать и воспроизводить
цепочки слогов со стечением
согласных; обеспечить усвоение
определительных местоимений и их
использование в речи; развитие общей
моторики
Обеспечить практическое усвоение
некоторых способов словообразования
и на этой основе использование в
экспрессивной речи глаголов с
различными приставками;
активизировать движения речевого
аппарата; закрепить понятие «слог» и
умение оперировать им
Познакомить с буквой Ф; закрепить
навык чтения слогов с пройденными
буквами
Учить составлять загадки-описания о
предметах и объектах по
предложенному плану; сформировать
умение составлять простые
предложения с противительными
союзами, сложносочинённые и
сложноподчинённые предложения
Познакомить с буквой В; учить
узнавать пройденные буквы,
изображенные с недостающими
элементами; развитие общей и мелкой
моторики
Учить запоминать и воспроизводить
цепочки слогов с разными согласными
и одинаковыми гласными;
сформировать навыки слогового
анализа и синтеза слов, состоящих из
двух слогов, одного слога, трех слогов;
учить связно рассказывать о
содержании серии сюжетных картинок
по коллективно составленному плану
Познакомить с буквой Ы;
сформировать навыки осознанного
чтения слов и предложений с
пройденными буквами; обеспечить
усвоение и использование в речи слов
различной слоговой структуры
Расширить глагольный словарь на
основе работы по усвоению
понимания действий, выраженных
личными и возвратными глаголами;
формировать умение различать на
слух согласные звуки, близкие по

апрель

май

1

«По следам весны»

2

«Такой далекий космос»

3

«Мы – друзья природы»

4

«Дорожная
безопасность»

1

«Наши добре дела»

2

«Победой кончилась
война!»

3

«Лес -наше богатство»

4

Диагностика

артикуляционным признакам в ряду
слов
Познакомить с буквой С; познакомить
с употреблением прописной буквы в
начале предложения и в именах
собственных
Совершенствовать навык согласования
прилагательных и числительных с
существительными в роде, числе,
падеже; совершенствовать умение
оречевлять игровую ситуацию и на
этой основе развивать
коммуникативную функцию речи
Познакомить с буквой З; воспитывать
активное произвольное внимание к
речи, совершенствовать умение
вслушиваться в обращенную речь,
понимать ее содержание, слышать
ошибки в чужой и своей речи
Обеспечить переход от накопленных
представлений и пассивного речевого
запаса к активному использованию
речевых средств; учить связно
рассказывать о содержании сюжетной
картины по предложенному педагогом
плану
Познакомить с буквами Ш и Ж; учить
узнавать пройденные буквы,
изображенные с недостающими
элементами; активизировать движения
речевого аппарата; развивать мелкую
моторику
Воспитывать активное произвольное
внимание к речи, совершенствовать
умение вслушиваться в обращенную
речь, понимать ее содержание,
слышать ошибки в чужой и своей
речи; совершенствовать умение
различать на слух длинные и короткие
слова
Обеспечить усвоение указательных
наречий, количественных и
порядковых числительных и их
использование в речи; научить
образовывать и использовать в
экспрессивной речи относительные и
притяжательные прилагательные
Проанализировать изменения
развития речи детей данной группы

2.1.4. Содержание тем учебного курса на 4 год обучения
месяц
август

неделя
3

тема
«Дорожная
безопасность»

цели
Расширять, утонять и активизировать
словарь на основе систематизации и
23

сентябрь

октябрь

4

«Как я провел лето»

1

«Осень шагает в желтом
платьишке...»

2

«Что нам осень
принесла?» (овощи,
фрукты)

3

«Урожай в корзине»
(грибы, ягоды)

4

«Хлеб – наше богатство»

1

«Путешествие в
прошлое» (транспорт)

2

«В мире транспорта»

3

«Уроки Мойдодыра»

4

«Пожарная безопасность
в доме»

24

обобщения знаний; развивать общую и
мелкую моторику
Развивать стремление обсуждать
увиденное, рассказывать о
переживаниях, впечатлениях;
совершенствовать навыки составления
простых предложений по вопросам, по
демонстрации действия, по картинке
Учить практическому овладению
существительными с
уменьшительными и увеличительными
суффиксами; продолжать работу по
развитию речевого дыхания,
формированию правильной
голосоподачи и плавности речи
Обогащать экспрессивную речь
сложными словами, неизменяемыми
словами, словами-антонимами и
синонимами; совершенствовать
навыки ведения диалога, умение
задавать вопросы, отвечать на них
полно или кратко
Познакомить с буквой Й; развивать
навык выкладывания букв из кубиков
и палочек; развивать мелкую моторику
Закрепить умение согласовывать
прилагательные и числительные с
существительными в роде, числе,
падеже; подбирать однородные
определения к существительным
Совершенствовать навыки
составления и использования
сложносочиненных предложений с
противопоставлением и
сложноподчиненных предложений с
придаточными времени, следствия,
причины
Познакомить с буквой Е;
сформировать умение правильно
называть буквы русского алфавита;
развивать навык «печатания»
Активизировать и совершенствовать
движения речевого аппарата; уточнить
произношение звуков [j], [ч], [ц], [щ] в
слогах, словах, предложениях,
небольших текстах
Продолжить работу над слоговой
структурой и звуконаполняемостью
слов над трехсложными словами со
стечением согласных и закрытыми
слогами и введением их в
предложения; развивать тембровую
окраску голоса, совершенствовать
умение изменять высоту тона в играх

ноябрь

декабрь

январь

1

«Государственная
символика России»

2

«Мой город»

3

«Мой дом. Бытовая
техника»

4

«Нет лучше дружка, чем
родная матушка»

1

«Проказы матушкизимы»

2

«Зимние виды спорта»

3

«Зимние забавы»

4

«Новый год в разных
странах»

2

«Народные праздники и
традиции»

25

Познакомить с буквой Ё;
совершенствовать навык осознанного
чтения слов; научить разгадывать
ребусы
Расширять представления о
переносном значении и
многозначности слов; учить
использовать слова в переносном
значении; учить соблюдать голосовой
режим, не допускать форсирования
голоса
Обогащать экспрессивную речь
прилагательными с уменьшительными
суффиксами, относительными и
притяжательными прилагательными;
совершенствовать навыки ведения
диалога, умение задавать вопросы,
отвечать на них полно и кратко
Познакомить с буквой Ю; закрепить
умение различать правильно и
неправильно «напечатанные» буквы;
развивать общую и мелкую моторику
Способствовать овладению
приставочными глаголами, глаголами
с оттенками значений; закреплять
умение составлять описательные
рассказы по заданному плану
Способствовать практическому
овладению всеми простыми и
основными сложными предлогами;
сформировать умение образовывать и
использовать в активной речи
сравнительную степень имен
прилагательных
Познакомить с буквой Я; развивать
навыки выкладывания букв из
мозаики; научить решать кроссворды
Стимулировать развитие и
формирование не только
познавательного интереса, но и
познавательного общения; работать
над односложными словами со
стечением согласных в начале и конце
слов и над двусложными словами с
двумя стечениями согласных и
введением их в предложения
Сформировать навык пересказа
небольших рассказов с изменением
времени действия или лица
рассказчика; учить детей произвольно
менять силу голоса: говорить тише,
громче, умеренно громко, тихо,
шепотом

февраль

март

3

«Животный мир
Крайнего Севера»

4

«Интересные
профессии»

1

«Чем пахнут ремесла?»

2

«День защитника
Отечества. Военные
профессии»

3

«Я живу в России»

4

«Широкая Масленица»

1

«Идет весна красавица»

2

«Мамы всякие нужны,
мамы всякие важны»

3

«Бабушкин сундук»
одежда

4

«Библиотека»
26

Познакомить с буквой Ц;
совершенствовать навык осознанного
чтения предложений
Совершенствовать умение
употреблять имена существительные
единственного и множественного
числа в именительном падеже и
косвенных падежах как в
беспредложных конструкциях, так и в
конструкциях с предлогами
Закрепить умение образовывать и
использовать возвратные глаголы,
глаголы в разных временных формах,
в том числе в форме будущего
простого и будущего сложного
времени
Обогащать экспрессивную речь
прилагательными, обозначающими
моральные качества людей;
сформировать навыки анализа
предложений с простыми предлогами
и навык составления графических
схем таких предложений
Познакомить с буквой Ч; закрепить
знание уже известных детям правил
правописания; познакомить с
правилами правописания «ча -ща
пиши с а, чу- щу пиши с у»
Совершенствовать навык составления
рассказов по серии картин и по
картине, в ом числе с описанием
событий, предшествующих
изображенному или последующих за
изображенным событием
Закрепить представления о гласных и
согласных звуках, их отличительных
признаках. Упражнять в различении
гласных и согласных звуков, в подборе
слов на заданные гласные и согласные
звуки
Завершить автоматизацию
правильного произношения звуков
всех групп в свободной речевой
деятельности; продолжить работу по
развитию речевого дыхания и
ротового выдоха; продолжать работу
над четкостью дикции, интонационной
выразительности речи
Познакомить с буквой Ч; закрепить
знания известных правил
правописания; продолжат учить
разгадывать кроссворды
Закрепить представления о твердостимягкости, глухости-твердости

апрель

май

1

«По следам весны»

2

«космос – это тайна»

3

«Мы – друзья природы»

4

«Дружат дети на
планете, дружат дети
всей семьи»
«Дорожная
безопасность»

1

2

«Хотим под мирным
небом жить» (день
Победы)

3

«До свидания, садик
наш, скоро школа
встретит нас!»»

4

Диагностика

согласных звуков; упражнять в
дифференциации согласных звуков по
акустическим признакам и по месту
образования
Познакомить с буквой Щ; развивать
навык лепки букв из пластилина;
развивать общую и мелкую моторику
Обогащать экспрессивную речь за счет
имен числительных, местоименных
форм, наречий, причастий; закрепить
навыки анализа простых двусоставных
распространенных предложений без
предлогов
Познакомить с буквой Л; работать над
трех-, четырех- и пятисложными
словами со сложной звукослоговой
структурой и введением их в
предложения
Закреплять умения составлять загадкиописания о предметах и объектах по
самостоятельно составленному плану
Познакомить с буквой Р; закрепить
умение трансформировать буквы,
различать правильно написанные
буквы и зеркально написанные; учить
решать кроссворды
закреплять умения образовывать и
использовать имена существительные
с увеличительным, уменьшительным
суффиксами и суффиксом
единичности
Обобщить полученные знания;
совершенствовать навыки ведения
диалога, умение задавать вопросы,
отвечать на них полно и кратко
Проанализировать изменения
развития речи детей данной группы

3.Организационный раздел
3.1. Методическое и материально-техническое обеспечение программы
Правильная организация образовательного процесса определяет качество педагогической
работы.
Все обучение построено интегрировано во всех разделах программы.
В процессе учебно-воспитательной работы с детьми используются такие педагогические
технологии, как: обучение в сотрудничестве, развивающее обучение, игра.
Технология обучение в сотрудничестве предполагает варианты применения этой
технологии, как по подгруппам, так и со всей группой. Основной идеей данной технологии является
сотрудничество, а не соревнование; предполагается помощь детей друг другу в решении

27

поставленной задачи, общая цель достигается каждым ребенком индивидуально, в силу
собственных возможностей, способностей.
Развивающие технологии предполагают использование в процессе обучения детей на
занятиях развивающих игр, логических упражнений, задач, головоломок.
Технология игрового обучения предполагает организацию занятий с детьми в форме игры,
как ведущей деятельности дошкольника. В игровой форме может быть организовано как само
занятие в целом, так и структурная часть занятия.
Задания подбираются с учетом возрастных особенностей психического и физического
развития конкретных детей. Весь материал распределен с учетом постепенного усложнения.
На занятиях используются следующие методы и приемы обучения:
- игровой – дидактическая игра, элементы сюжетно-ролевых игр;
-наглядный – демонстрация и показ, организация наблюдения;
-словесный – рассказ, беседа, объяснение и т.д.;
-практический – выполнение детьми определенных заданий, поручений и т.д.
Для эффективной организации и проведения работы на занятиях педагог использует
разнообразный дидактический материал: демонстрационные картинки, согласно темам занятий,
разнообразный раздаточный материал, набор игр для закрепления пройденного материала,
сюжетные картинки, дидактические игры.
На занятиях педагог использует динамические упражнения, физкультминутки, которые
приближают детей к теме занятия, дополняют знания и умения детей, отрабатываемые на
конкретном занятии.
В работе используется следующий учебно-методический и демонстрационный материал:
1.

Т. Ю. Бардышева, Обучение связной речи детей 5-6 лет / картинно-графические планы

рассказов / Москва: «Скрипторий 2003», 2015.
2.

Е. В. Васильева, грамматические сказки. Развитие речи детей 5-7 лет /

демонстрационный материал / издательство «Сфера»;
3.

О. С. Гомзяк, Говорим правильно в 6-7 лет / картинный материал / Москва

«Издательство ГНОМ», 2016;
4.

О. С. Гомзяк, Говорим правильно в 5-6 лет. Сюжетные картины для развития связной

речи / Москва: издательство «Ювента», 2017 год;
5.

Е. В. Колесникова, Звуки и буквы / учебно-методическое пособие / М.: 2016 ГО.;

6.

Е. В. Колесникова, Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у

детей 6-7 лет / тетрадь для совместной деятельности взрослого и ребенка/ М.: Ювента, 2015 год;
7.

Е. В. Колесникова, От А до Я / рабочая тетрадь для детей от 5-6 лет / М.: Ювента, 2017

8.

Е. В. Колесникова, Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет /

год;
учебно-методическое пособие / М.: Ювента, 2016 год;
28

9.

Е. В. Колесникова, Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет / учебно-

методическое пособие / М.: Ювента, 2016 год;
10.

Е. В. Колесникова, Раз – словечко, два -словечко / рабочая тетрадь для детей 3-4 лет/

Москва: Ювента, 2017 год;
11.

Е. В. Колесникова, Дорисуй / рабочая тетрадь для детей 3-4 лет/ М.: Ювента, 2016

12.

Е. В. Колесникова, Я начинаю читать / рабочая тетрадь / М.: Ювента, 2014 год;

13.

Н. А. Федосова, Слушаю, смотрю, рассказываю / пособие для детей / Москва:

год;

«Просвещение», 2017 год;
14.

Л. Б. Фесюкова, Беседы по картинкам / демонстрационный материал / Москва:

«Сфера», 2014 год.
ТСО: персональный компьютер, телевизор

3.2. Оценочные материалы
Диагностика проводится 2 раза в год. Входная проводится на первых двух занятиях, итоговая
диагностика – на 74-75 занятии.
Диагностический комплекс состоит из серии заданий, каждый из которых решает свои
диагностические задачи.
Индивидуальную диагностику можно проводить в 2-3 приема. Если ребенок устал, он
должен отдохнуть, а к работе вернутся позже.
Для диагностики выбраны следующие критерии:
Подвижность речевого аппарата.

1.
В

данном

показателе

обращаем

внимание

на:

точность,

плавность

движения

артикуляционного аппарата, и на сколько быстро и точно осуществляется переход от одного
движения к другому.
2.

Состояние общей моторики.

В данном критерии проверяем двигательную память, переключаемость движений и
самоконтроль при выполнении движений. Также обращаем внимание на произвольное торможение
движений,

на

статическую

и

динамическую

координацию

движений

и

исследуем

пространственную координацию.
3.

Состояние мелкой моторики.

Для осуществления диагностики оцениваем движения рук, навыки самообслуживания
(застегивания пуговиц, завязывание шарфа и т.д.). Обращаем внимание на мышечный тонус.
Смотрим как держит карандаш, работает с пластилином.
4.

Понимание речи.
29

В данном критерии оцениваем следующие показатели: выполняет ли задания по словесной
инструкции, нуждается или нет в повторном повторении инструкции, как реагирует на обращение
педагога, как реагирует на речь окружающих.
5.

Звукопроизношение.

Во время этого обследования оценивается умение ребенка произносить звуки изолированно и
в произносимой речи. Оцениваются неточности звукопроизношения: замены, смешение звуков,
искажение звуков в изолированном произношении и в самостоятельной речи. Оценивается
произношение слов различной слоговой структуры, наличие перестановок, выпадения звуков или
слогов.
6.

Фонематические процессы.

Оцениваем как ребенок опознает фонемы и различает ли фонемы близкие по способу и месту
образования и акустическим признакам.
7.

Владение звуко-буквенном анализом и синтезом.

Оцениваем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза, допускает ли ребенок ошибки при
определении количества звуков в слове, определяем сформированность навыка определения звука
в слове, имеются затруднения при определении количества и последовательности звуков на более
сложном речевом материале.
8.

Грамматический строй.

В данном критерии оценивается построение предложений, употребление предлогов,
образование, согласование и использование в речи имен существительных, прилагательных ,
глаголов, наречий

30

Список литературы
1.

В.В.Гербова Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации;

2.

Глухов В. П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с

общим недоразвитием речи. — М., 2004;
3.

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. — М., 2000;

4.

Кузнецова Е.В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. – М.:

Сфера, 2007;
5.

Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников.

— СПб., 2003;
6.

Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М.: Мозаика-Синтез, 2006;

7.

Нищева

Н.

В.

Примерная

программа

коррекционно-развивающей

работы

влогопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011;
8.

Ткаченко Т. А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза;

9.

Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений;

10.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-

11.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

ФЗ;

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Реестр номеров заявлений № 2 Распоряжение от 05.07.2024 № 959.46.36.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».