ДОП художественного направления Театральная вокальная студия Фантазия

Оглавление
I. Целевой раздел .................................................................................................................................... 3
1.1. Пояснительная записка ................................................................................................................... 3
1.2. Принципы и подходы к формированию программы ...................................................................... 4
Цель и задачи обучения: ........................................................................................................................ 4
1.3. Организация занятий ....................................................................................................................... 5
II. Содержательный раздел ..................................................................................................................... 5
2.1. Основные этапы и содержание работы............................................................................................ 5
2.2. Перспективное планирование программного содержания для детей 3-4 года............................... 5
2.3. Перспективное планирование программного содержания занятий для детей 4-5 лет................ 10
2.4. Перспективное планирование программного содержания занятий для детей 5-6 лет................ 15
2.5. Перспективное планирование программного содержания занятий для детей 6-7 лет................ 21

III. Организационный раздел .............................................................................................................. 26
3.1. Материально-техническое оснащение программы...................................................................... 26
3.2. Оценочные материалы................................................................................................................... 30
Педагогическая диагностика театрализованной деятельности........................................................... 30
Литература и технологии ..................................................................................................................... 33

2

I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Работа

по

программе

обеспечивает

художественно-эстетическое,

социально-

коммуникативное развитие детей. Данные блоки во ФГОС ДО представлены следующими
задачами:
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых
в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия
ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной
деятельности

отзывчивости,
со

сопереживания,

сверстниками,

формирование

формирование

готовности

уважительного

к

отношения

совместной
и

чувства

принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование
позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного
поведения в быту, социуме, природе.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование
художественной

элементарных
литературы,

представлений
фольклора;

о

видах

искусства;

стимулирование

восприятие

сопереживания

музыки,

персонажам

художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков
поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда
имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря
сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое
собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать
многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает
преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом театрализованные
занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и
музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная
деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и
память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические
функции,

обогащаются

представления

об

окружающем

мире,

речь,

малыш

учится

взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с
работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и
3

других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы
ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
1.2. Принципы и подходы к формированию программы
Новизна и оригинальность данной программы, реализуемой в работе творческого объединения,
состоит:
– в реализации идеи эффективного развития творческой личности в условиях ДОУ.
– в синтетическом подходе к обучению детей и комплексному тематическому отбору репертуара в
образовательных областях «театр» и «музыка»;
– в использовании в качестве основных репертуарных произведений работы современных авторов.
Программа в ряде элементов перекликается с существующими в данной области (её
технологической основой можно считать программу «Театрализованные занятия в детском саду»
М.Д.Маханева).
Цель и задачи обучения:
Цель программы – содействие личностному развитию дошкольников 3-7 лет средствами
комплексного подхода в художественном образовании (через создание и деятельность
самодеятельного музыкально-театрального коллектива).
Задачи в области театрального искусства:
– содействовать развитию поэтического слуха в процессе восприятия, игр, инсценирования,
различных форм сочинительства;
– организовать художественно-речевую и театрализованную деятельность;
– содействовать развитию выразительности речи детей в процессе работы над техникой,
интонацией, исполнением чтецких номеров;
– содействовать развитию сценических способностей детей (в плане соотнесения интонационной
и пластической выразительности образа, взаимодействия с партнёром);
– предоставить детям опыт эмоционально-творческих переживаний в процессе постановки и
показа спектакля; организации театрализованно - досуговой деятельности.
Задачи в области основ вокального искусства:
– дать детям основы вокально-технической культуры исполнения;
– добиться овладения певческим дыханием как важнейшим фактором голосообразования;
– добиться овладения звукообразованием, высокой вокальной позицией;
– воспитать у детей навыки чистой интонации на базе развития слуха;
– воспитать у детей навыки эмоциональной выразительности исполнения, включающей в себя
тембр, динамику, фразировку;
– сформировать нравственно-эстетические идеалы, содействовать развитию и воспитанию
духовной культуры;
– научить основам сценического движения;

4

– развивать у детей чувство ритма, двигательную координацию, владение своим телом;
– развивать у детей навыки пластической импровизации.
Планируемые результаты:
В результате занятий в кружке дети получают следующие навыки и умения:
- умеют выражать свои впечатления словом, звуком, песней, мимикой и жестом;
- овладевают навыками самостоятельно найти выразительные средства для создания образа
персонажа, используя движения, позу, жест, речевую интонацию;
- умеют создавать художественные образы, используя для этой цели игровые, песенные и
танцевальные импровизации;
- выступают перед зрителями, не испытывая дискомфорта, а получая удовольствие от творчества;
- умеют анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы;
- умеют взаимодействовать с партнером по сцене.
1.3. Организация занятий
Основными формами организации работы с детьми в рамках данной программы являются
подгрупповые занятия.
Возраст детей – с 4 до 7 лет.
Количество лет обучения – 4 года
Количество занятий в неделю – 2 раза 3-4 года по 15 минут.
4-5 лет по 20 минут, 5-6 лет по 25 минут, 6-7 лет по 30 минут.
Работа проводится фронтально с использованием игровых технологий. Количество занятий по
одной теме может варьироваться в зависимости от степени усвоения материала.
Структура занятия:
Программа состоит из 3 разделов, работа над которыми ведётся параллельно.
1 раздел «Музыкально- театральные игры» — игры, направленные на развитие эмоциональной
сферы ребёнка, умение перевоплощаться, передавать характер и настроение персонажа.
2 раздел «Творчество» — включает упражнения на развитие песенного, танцевального, игрового
творчества, помогает раскрыть творческие способности детей в инсценировках песен, стихов,
небольших сценок.
3 раздел «Работа над спектаклем» — объединяет все этапы подготовки спектакля: знакомство с
пьесой, обсуждение, распределение ролей, работа над музыкальными номерами.
II. Содержательный раздел
2.1. Основные этапы и содержание работы
2.2. Перспективное планирование программного содержания для детей 3-4 года
Сентябрь
1 неделя. Давайте познакомимся» Цель: формировать интерес к театрализованной игре при помощи
сказок, потешек. Вокал: воспитывать эмоциональную отзывчивость на песню; реагировать на
праздничную, маршевую песню. Упр. «В огороде заинька
5

2 неделя. Жил-был маленький гном с большим колпаком». Совершенствовать выразительность
движений, развивать фантазию. Детям предлагается выполнять движения в соответствии со
словами. Соответственно они должны изменять свое поведение средствами жестов и мимики
Вокал: развитие музыкального слуха и голоса: учить чисто интонировать большие секунды и
терции. упр. «Би-би-би»
3 неделя. «Пойми меня!» Цель: учить отгадывать загадки, развивать речь, умение строить диалог.
Вокал: учить петь, не опережая друг друга и не отставая; петь всю песню, а не концы фраз.
Рус.нар. песнки «Ладушки», «Петушок»
4 неделя. «Ходит осень по дорожке». (по сказке «Теремок»). Цель: пополнение словаря, учить
выражать эмоции с помощью мимики Вокал: добиваться ровного звучания, не допуская крикливого
пения «Собачка» муз. М. Раухвергера
Октябрь
1 неделя. «Колобок не тот, а другой». Цель: Отгадывание загадок, с изображением их героев. Показ
и рассказывание сказки педагогом, затем детьми. Вокал: музыкально-игровое распевание,
разучивание песен об осени.
2 неделя. Чтение стихов А.Барто. Цель: помогать детям находить средства выражения образа в
движении. Вокал: побуждать детей произвольно находить интонации, построенные на нескольких
звуках. Уп «Кто как поет»
3 неделя. Чтение стихов А.Барто. Цель: помогать детям находить средства выражения образа в
движении. Вокал: побуждать детей произвольно находить интонации, построенные на нескольких
звуках. Уп. «Кто как поет»
4 неделя. Во садочке я была…». Цель: учить детей свободно двигаться, используя все окружающее
пространство;

воспитывать

эмоционально-образное

восприятие

содержания

небольших

стихотворений. Вокал: учить сидеть детей прямо, работать над певческой установкой. Упр. «Спой
имя куклы»
Ноябрь
1 неделя. Мы водили хоровод». Цель: воспитывать доброжелательные отношения между детьми; развивать
подражательные навыки и фантазию; формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений.
Вокал: продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на песни веселого игрового характера «Да, да,
да» Е.Тиличеевой
2 неделя. «Виды транспорта».

Цель: развивать способность работать с воображаемыми

предметами, развивать фантазию и память. Вокал: упражнять в чистом пропевании секунды,
терции, кварты. Упр. «Ау», «Баю-баю», «Заинька»
3 неделя. «Кошкин дом». Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Учить
средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. Расширять
«словарь» жестов и мимики. Воспитывать умение слушать других. Развивать диалогическую речь.

6

Вокал: развивать навык точного интонирования несложных мелодий. «Игра с лошадкой» муз. И.
Кишко
4 неделя. «Быстро времечко пройдет, и цыпленок подрастет». Цель: продолжать учить слушать
сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительские умение через подражание
повадкам животных, их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным и желание ими
любоваться Вокал: добиваться слаженного пения; учить вместе начинать и заканчивать песню.
«Курочка и цыплята» муз. А. Филлипенко
Декабрь
1 неделя.

Театрализованная игра «Кто в гости пришел?».

Цель: развивать подражательные

навыки и фантазию, формировать необходимый запас эмоций и впечатлений.
Вокал: музыкально-игровое распевание, разучивание песен о зиме.
2 неделя. «Потеряли котятки по дороге перчатки». Цель: развивать умение следить за развитием
действия; продолжать учить передавать эмоциональное состояние персонажей
Вокал: усвоение певческих навыков: петь протяжно, не спеша, без крика. «Кошка» муз. Н.
Александрова
3 неделя. «К нам пришло письмо». Цель: развивать фантазию и умение ориентироваться в
пространстве. Вокал: правильно пропевать гласные в словах, четко и быстро произносить согласные
в конце слов. «Елочка» муз. Н. Бахутовой «Дед Мороз» муз. А. Филлипенко
4 неделя. Разыгрывание стихотворного текста.

Цель: учить детей с помощью средств

интонационной выразительности передавать различные эмоции, развивать пантомимические
навыки. Вокал: упражнять в умении находить ласковые интонации, построенные на одном-двух
звуках. Задание: «Как зовут игрушку»
Январь
1 неделя. Игры на имитацию движений.

Цель: учить длинному выдоху, способствовать

возникновению партнерских взаимоотношений в игре. Вокал: продолжать обогащать музыкальные
впечатления, воспитывать умение реагировать на различный характер песен.
2 неделя. «Сказка о глупом мышонке». Цель: побуждать детей к активному участию в театральной
игре; учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально,
воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно
выразительно воспроизводить слова и фразы из текста. Вокал :упражнять в чистом пропевании
больших и малых секунд, терции, кварты; подводить к умению чисто петь квинту. «Где мои детки?».
«Ау» , «Зайка»
3 неделя. Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один». Цель: познакомить детей со сказкой
«Лиса, заяц и петух»; формировать у детей достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений;
воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания.
Вокал: приучать слышать вступление; продолжать развивать навыки точного интонирования.
«Пирожок» муз. Е. Тиличеевой, «Пирожки» муз. А. Филлипенко.
7

4 неделя. «Звери в гостях у Снегурочки».

Цель: вызвать желание участвовать в играх-

драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест,
движения. Вокал: учить петь естественным голосом, без напряжения, следить за певческой
установкой.
Февраль
1 неделя. Без друзей нам не прожить ни за что на свете». Цель: учить детей отгадывать загадки;
развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; воспитывать любовь к
животным. Вокал: развивать инициативу, побуждая их к самостоятельному варьированию
несложных мелодических оборотов, построенных на нескольких звуках. Задание «Как тебя зовут?»
2 неделя. «В гости к ежику и лисе». Цель: учить детей интонационно выразительно проговаривать
слова чистоговорки, меняя силу голоса; формировать достаточно необходимый запас эмоций и
впечатлений; развивать воображение и способности к творчеству; воспитывать дружеские,
партнерские взаимопонимания. Вокал: правильно произносить гласные в словах и согласные в
конце слов; следить за правильной осанкой. «Колыбельная» Е. Тиличеевой, «Маму поздравляют
малыши» муз. Т.Потапенко
3

неделя.

«Прогулка».

Цель:

развивать

память

физических

ощущений,

развивать

пантомимические навыки. Вокал: продолжать развивать музыкальную отзывчивость на песни
разного характера; уметь дослушивать песню до конца, не отвлекаясь; самостоятельно различать и
называть песни.
4 неделя. «Весна». Цель: воспитывать коммуникативные навыки общения, учить сочетать
напевную речь с пластическими движениями. Вокал: упражнять в чистом пропевании секунды,
кварты «Сорока-сорока», «Мы идем с флажками», «Дождик» обр. Т. Потапенко
Март
1 неделя. «Смоляной бычок». Цель: развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц
в театре; продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей.
Вокал: учить воспринимать звуки, чувствуя их различие по протяженности;
2 неделя. «Представьте себе…». Цель: вызвать у детей радостный эмоциональный настрой;
развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить детей интонационно проговаривать
фразы; развивать воображение. Вокал: уметь точно воспроизводить простой ритмический рисунок
мелодии, построенной на одном звуке.
3 неделя. «Воробей и кот». Цель: учить детей слушать сказку; рассказывать ее вместе с
воспитателем; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение.
Вокал: продолжать работать над навыками чистого интонирования, подводить к умению чисто
интонировать мелодические скачки «Самолет» Е. Тиличеевой «Зима прошла» муз Н. Метлова
4 неделя. Показ сказки «Колобок».

8

Цель: воспитывать доброжелательные отношения и партнерские качества, формировать живой
интерес к русскому фольклору. Вокал: Учить начинать пение после вступления, вместе с педагогом.
Апрель
1 неделя. Пальчиковые игры. Цель: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью,
познакомить детей с театром рук. Вокал: музыкально-игровое распевание, разучивание песен о
весне. «Зима прошла» муз. Н. Метлова, «Солнышко ясное» муз. Н. Иорданского
2 неделя. «Свет мой зеркальце скажи».

Цель: развивать способности детей понимать

эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое. Вокал: уметь петь без
крика, естественным голосом, подвижно, легким звуком
3 неделя. «На болоте две подружки, две зеленные лягушки». Цель: развивать артикуляционный
аппарат и продолжать работу над интонационной выразительностью; учить детей использовать в
игре все пространство; воспитывать коммуникативные качества; формировать необходимый запас
эмоций. Вокал: правильно произносить гласные в словах, согласные в конце слов. «Солнышко
ясное»
4 неделя. «Дайте только срок, построим теремок!». Цель: продолжат учить детей отгадывать
загадки; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить сочетать движения и речь;
развивать воображение. Вокал: продолжать развивать способность самостоятельно находить
ласковые интонации. Задания: «Как тебя зовут», «Спой свое имя»
Май
1 неделя. «Без друзей нам не прожить ни за что на свете». Цель: учить детей отгадывать загадки;
развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; воспитывать любовь к
животным. Вокал: обогащать музыкальные впечатления детей, развивая их музыкальную
отзывчивость на песни разного характера; закреплять умение самостоятельно узнавать и называть
песни по вступлению и мелодии.
2 неделя. «Пчелки-детки, полетели!» Цель: развивать артикуляционный аппарат посредством
проговаривания чистоговорки; развивать творческие способности детей; побуждать к активному
участию в театральном действии; учить интанционно-выразительно проговаривать фразы из
стихотворного текста. Вокал: упражнять в чистом пропевании следующих интервалов: большая и
малая секунда, терция, чистая кварта; учить точно передавать простой ритмический рисунок.
3 неделя. «Два веселых гуся». Цель: развить память физических ощущений; учить интанционновыразительно проговаривать фразы; воспитать бережное отношение к окружающему миру; развить
пантомические навыки. Вокал: учить петь, точно передавая мелодию, с помощью педагога, с муз.
сопровождением и без него; упражнять в умении правильно брать дыхание.
«Белые гуси» М. Красева «Есть у солнышка друзья» Е. Тиличеевой
4 неделя. «Раз, два, три, четыре, пять – вы хотите поиграть?». Развивать фантазию, творчество в
процессе придумывания диалога к сказке. Учить проявлять свою индивидуальность и

9

неповторимость. Активизировать использование в речи детей понятий «мимика», «жест».
Воспитывать умение играть в коллективе. Вокал: закреплять умение проявлять самостоятельность
в нахождении ласковых интонаций; подводить к умению инсценировать песни. Задание: спой свое
имя «Цыплята» А. Филлипенко
2.3. Перспективное планирование программного содержания занятий для детей 4-5 лет
Сентябрь
Занятие 1. Давайте познакомимся. Цель: познакомиться с детьми и рассказать им о том, какую
роль играет театральная деятельность в жизни человека.
Занятие

2. Изменю себя, друзья. Догадайтесь

кто же я? Цель: развивать

внимание,

наблюдательность, воображение детей.
Занятие 3. Пойми меня. Цель: развивать внимание, память, образное мышление детей.
Занятие 4. Волшебная шкатулка. Цель: развитие речи, отгадывание загадок, имитационные
упражнения.
Занятие 5. Выросла репка большая - пребольшая. Цель: развивать воображение и фантазию, учить
создавать образы с помощью выразительных движений.
Занятие 6. Чтение пьесы «Репка». Цель: развивать речь детей; познакомить со стихотворным
текстом сказки «Репка».
Занятие 7. Импровизация русской народной сказки «Репка». Цель: развивать действия с
воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.
Вокал: - развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера;
-подводить к умению самостоятельно называть и узнавать песни по вступлению;
-упражнять в умении чисто пропевать терцию, кварту, квинту вверх и вниз;
-упражнять в умении точно передавать поступенное развитие мелодии.
-учить правильно брать дыхание между музыкальными фразами
Упражнения: «Зайка» муз. В.Карасевой, «Паровоз» муз. В.Карасевой, «Андрей-воробей»,
«Колыбельная» Е.Тиличеевой
Октябрь
Занятие 8 – 11. Репетиция пьесы «Репка». Цель: развивать правильное речевое дыхание, речевой
аппарат продолжать заучивание текста сказки
«Репка».
Занятие 12. Дружно, весело, с охотой быстро справимся с работой. Цель: развивать действия с
воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.
Вокал: -учить правильно брать дыхание между музыкальными фразами;
-слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться
к пению товарищей;
-петь естественным голосом, без напряжения, выразительно.
10

Упражнения:
Занятие 13. К дедушке все прибегали, тянуть репку помогали. Цель: развивать внимание, память,
дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Занятие 14. Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем! Цель: развивать воображение,
инициативу, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.
Занятие 15. Играем спектакль «Репка». Итоговое.
Занятие 16. Мешок с сюрпризом. Цель: развивать артикуляцию и дикцию; познакомить детей с
новыми скороговорками.
Вокал: -учить правильно брать дыхание между музыкальными фразами;
-слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться
к пению товарищей;
-петь естественным голосом, без напряжения, выразительно.
Упражнения: «Барабанщик» муз. М.Красева, «Осень» И. Кишко
Задания: «Спой свое имя», «Кто как поет?»
Ноябрь
Занятие 17 - 18. Воображаемое путешествие. Цель: развивать воображение, фантазию, память;
умение общаться в предполагаемых обстоятельствах.
Занятие 19. Потеряли котятки по дороге перчатки. Цель: чтение сказки С. Маршака «Перчатки»;
беседа по содержанию, игровое упражнение «грустные котята».
Занятие 20. Отыскали перчатки, вот спасибо котятки! Цель: мимические этюды; драматизация
сказки «Перчатки».
Занятие 21. Без друзей нам не прожить ни за что на свете. Цель: развивать внимание, память,
дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Занятие 22 -23. Очень жить на свете туго без подруги или друга. Цель: чтение сказки «Как собака
друга искала»; беседа по содержанию; мимические этюды; драматизация сказки.
Занятие 24. Волшебная шкатулка. Цель: развитие речи, отгадывание загадок, имитационные
упражнения.
Вокал: -расширять певческий диапазон с учетом индивидуальных возможностей;
-подводить к умению контролировать слухом качество пения;
-слышать и показывать рукой направление движения мелодии вверх и вниз;
-точно воспроизводить простой ритмический рисунок.
-учит петь подвижно, легко и естественным голосом;
-подводить к выразительному исполнению, передавая характер песни;
-следить за произношением гласных и согласных в середине и в конце слов;
Упражнения: «Паровоз» В.Красевой, «Вот иду я вверх» Е. Тиличеевой,
«Мы идем с флажками» Е. Тиличеевой.
Декабрь
11

Занятие 25. Игровой урок. Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнение
словарного запаса детей.
Стоит в поле теремок. Цель: развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с
помощью выразительных движений.
Занятие 26. Чтение пьесы «Теремок». Цель: развивать речь детей; познакомить со стихотворным
текстом сказки «Теремок».
Занятие 27. Импровизация русской народной сказки «Теремок». Цель: развивать действия с
воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.
Занятие 28 - 31. Репетиция пьесы «Теремок». Цель: развивать правильное речевое дыхание,
речевой аппарат продолжать заучивание текста сказки
«Теремок».
Занятие 32. Дайте только срок, построим новый теремок. Цель: развивать действия с
воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.
Вокал: упражнять в чистом пропевании м2, ч4 вверх и вниз;
-учить самостоятельно петь после вступления;
-вовремя брать дыхание, используя показ взрослого;
-закреплять умение петь естественным голосом, добиваться легкого, подвижного звучания;
-следить за правильным, четким произношением слов.
Репертуар: «Нарядили елочку» муз. А. Филлипенко, «Зима» муз. Е. Карасевой,
«Дед Мороз» А. Филлипенко, «Две тетери», «Санки» муз. М. Красева
Январь
Занятие 33. Вот красивый теремок, очень, очень он высок! Цель: развивать внимание, память,
дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Занятие 34. Играем спектакль «Теремок». Итоговое.
Занятие 35. Театральная игра «Ходим кругом». Цель: учить «снимать» зажатость и скованность;
согласовывать свои действия с другими детьми.
Занятие 36. Вышла курочка - хохлатка, с нею желтые цыплятки. Цель:
развитие речи, отгадывание загадок, мимические этюды, имитационные упражнения.
Занятие 36. Желтый маленький комочек, любопытный очень – очень. Цель: чтение сказки К.
Чуковского «Цыпленок»; беседа по содержанию, мимические этюды; игровое упражнение «на
птичьем дворе».
Занятие 37. Быстро времечко пройдет, и цыпленок подрастет. Цель: мимические этюды;
драматизация сказки «Цыпленок».
Занятие 38 – 39. Воображаемое путешествие. Цель: развивать воображение, фантазию, память;
умение общаться в предполагаемых обстоятельствах.
Занятие 40. Игровой урок. Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнение
словарного запаса детей.
12

Вокал: - развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера (марш, плясовая,
колыбельная)
-учить слышать во время пения себя и товарищей, контролируя слухом качество исполнения
-слышать и показывать рукой направление движения мелодии вверх и вниз;
-точно воспроизводить простой ритмический рисунок.
-учит петь подвижно, легко и естественным голосом
Упражнения: «Петрушка», «Зайка» муз. В.Карасевой, «Спите куклы», «Вот иду я вверх» муз.
Е.Тиличеевой
Февраль
Занятие 41 – 42 Эмоции. Цель: учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость,
грусть, любопытство, испуг) по мимике; совершенствовать умение связно и логично излагать свои
мысли.
Занятие 43. Театрализованная игра «Колобок». Цель: развивать воображение и фантазию, учить
создавать образы с помощью выразительных движений.
Занятие 44. Чтение пьесы «Колобок». Цель: развивать речь детей; познакомить со стихотворным
текстом сказки «Колобок».
Занятие 45. Импровизация русской народной сказки «Колобок». Цель: развивать действия с
воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.
Вокал: - учить начинать пение после вступления самостоятельно с музыкальным сопровождением
и без него, но при поддержке голоса взрослого;
-отчетливо произносить согласные в конце слов.
-продолжать стимулировать и развивать песенные импровизации.
Упражнения: «Мы солдаты» муз. Ю.Слонова, «Самолет» Е. Тиличеевой, «Мы запели песенку» муз.
М.Рустамова
Задания: «Спой свое имя», «Кто как поет?»
Март
Занятие 46 - 50. Репетиция пьесы «Колобок». Цель: развивать правильное речевое дыхание,
речевой аппарат продолжать заучивание текста сказки
«Колобок».
Занятие 51. Колобок наш удалой. Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умения
действовать согласовано.
Занятие 52. Прыг с окошка - и в лесок, покатился колобок. Цель: развивать внимание, память,
дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. Занятие
54. Волшебная шкатулка. Цель: развитие речи, разучивание новых скороговорок, отгадывание
загадок, имитационные упражнения.
Занятие 55. Игры с бабушкой Забавой. Цель: развивать правильное речевое дыхание;
совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность.
13

Занятие 56. Театрализованная игра «Полет на Луну». Цель: учить «снимать» зажатость и
скованность; согласовывать свои действия с другими детьми.
Вокал: подводить детей к умению самостоятельно определять характер музыки, высказываться о
ней, называть любимую песню;
-учить самостоятельно узнавать песню по вступлению;
-упражнять в точном интонировании скачков на кварту, квинту, сексту вверх и вниз;
-учить точно воспроизводить ритмический рисунок песни играя на одной пластинке металлофона,
отстукивая палочками и прохлопывая.
Упражнения: «Петрушка», «Цветики» В. Карасевой, «Андрей-воробей» Ю.Слонова
Апрель
Занятие 57 – 58. Язык жестов. Цель: развивать выразительность движений умение владеть своим
телом; учиться передавать эмоциональное состояние с помощью жестов, поз, мимики.
Занятие 59. Игровой урок. Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнение
словарного запаса детей.
Занятие 60. Спал щенок возле дивана, вдруг услышал рядом «мяу». Цель: чтение сказки В.
Сутеева «Кто сказал «мяу»?»; беседа по содержанию, мимические этюды; игровое упражнение
«сказочные герои».
Занятие

61. Импровизация

сказки

«Кто

сказал

«мяу»?

Цель:

развивать

действия

с

воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.
Вокал: - закреплять умение начинать пение после вступления самостоятельно с музыкальным
сопровождением и без него;
-упражнять в пропевании более сложного ритмического рисунка;
-учить петь подвижно, естественным голосом, передавая веселый характер песни;
-следить за четким и ясным произношением слов.
«Воробей» муз. В. Гречик «Детский сад» муз. А. Филлипенко, «Наша песенка простая» муз. Г.
Фрида
Май
Занятие 62 - 65. Репетиция сказки «Кто сказал «мяу»?». Цель: формировать четкую, грамотную
речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.
Занятие 66. Посмотрел везде щенок, но найти никак не мог! Цель: развивать действия с
воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.
Занятие 67. Не вы ли «мяу – мяу» говорили? Цель: развивать внимание, память, дыхание;
воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Занятие 68. Играем спектакль «Кто сказал «мяу»?». Итоговое.
Занятие 69 – 70. Волшебное путешествие по сказкам. Цель: этюды на выразительность движений;
этюды на выражение основных эмоций.

14

Занятие 71. Театрализованная игра «Ярмарка» Цель: тренировать дикцию, расширять диапазон
голоса и уровень громкости, совершенствовать элементы актерского мастерства; внимание, память,
общение.
Занятие 72. Игровая программа «Это вы можете!» Цель: закрепление пройденного материала; дать
детям возможность проявить инициативу и самостоятельность в выборе и показе отрывков из
поставленных ранее спектаклей.
Вокал -закреплять интерес к музыке разного характера, желание высказываться о ней;
-узнавать и называть знакомые песни по вступлению, мелодии;
-закреплять умение различать звуки по высоте, слышать движение мелодии вверх-вниз,
поступенное и скачкообразное;
-показывать рукой звуковысотное положение мелодии;
-точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок попевки хлопками, отстукивая на
металлофоне и напевая.
-проверять умение контролировать слухом качество пения товарищей.
-учить петь без музыкального сопровождения с поддержкой воспитателя и подводить к умению
петь самостоятельно отдельные предложения, фразы, слова.
Петь и играть на металлофоне «Цветики», «Петрушка» муз. В. Красевой,
«Мы идем с флажками» муз. Е. Тиличеевой, «Андрей-воробей» обр.Ю.Слонова
«На зеленом лугу» обр. Н.Метлова , «Лошадка Зорька» муз. Т. Ломовой, «Серенькая кошечка» В.
Витлина «Зайчик» муз. М. Старокодамского
2.4. Перспективное планирование программного содержания занятий для детей 5-6 лет
Сентябрь
Занятие 1. Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать! Цель: беседа о роли театральной
деятельности в жизни человека; знакомство с новыми детьми.
Занятие 2. Изменю себя, друзья. Догадайтесь кто же я? Цель: развивать внимание,
наблюдательность, воображение детей.
Занятие 3. Пойми меня. Цель: развивать внимание, память, образное мышление детей.
Занятие 4. Волшебная шкатулка. Цель: развитие речи, отгадывание загадок, имитационные
упражнения.
Занятие 5. Игры с бабушкой Забавой. Цель: развивать правильное речевое дыхание;
совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность.
Занятие 6. Колобок наш удалой, колобок не тот – другой!». Цель: чтение белоруской народной
сказки «Пых»; беседа по содержанию, мимические этюды; игровое упражнение «сказочные герои».
Занятие 7. Импровизация сказки «Пых». Цель: развивать действия с воображаемыми предметами,
умения действовать согласовано.

15

Занятие 8 - 11. Репетиция сказки «Пых». Цель: формировать четкую, грамотную речь,
совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.
Вокал: - развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера;
-упражнять в различении звуков по высоте в пределах квинты, в чистом интонировании квинты,
кварты вверх и вниз; в умении удерживать интонацию на одном звуке;
-учить различать звуки по длительности;
-закреплять умение точно передавать простой ритмический рисунок хлопками, на металлофоне;
-слышать и точно передавать поступенное движение мелодии вверх и вниз, скачкообразное (в
мелодии встречаются терции, кварты.
Репертуар: «Не летай соловей» (рнп) «У кота -воркота» (рнп) «Эхо»муз. Е.Тиличеевой, «Едет,
едет паровоз» муз. В. Карасевой
Октябрь
Занятие 12. Этот колобок – хитрый маленький зверек! Цель: этюды на выразительность
движений; этюды на выражение основных эмоций.
Занятие 13. Колобок – колючий бок. Цель: развивать внимание, память, дыхание; воспитывать
доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Занятие 14. Играем спектакль «Пых». Итоговое.
Занятие 15. Раз, два, три четыре, пять – вы хотите поиграть? Цель: развивать фантазию, творчество;
учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость; активизировать в речи детей понятий
«мимика», «жест».
Занятие 16. Игровой урок. Цель: способствовать объединению детей в совместной деятельности;
воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками; введение понятия
«пантомима».
Вокал: - учить своевременно начинать и заканчивать песню;
-брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами;
-учить исполнять песни легким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном;
-закреплять умение петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в
музыкальных фразах;
-уточнять умение петь с музыкальным сопровождением без поддержки педагога и без
сопровождения с помощью взрослого.
-дать первоначальные навыки импровизации на заданный текст.
Репертуар: «Урожайная» муз. А.Филлипенко, «Праздник веселый» Д.Кабалевский, «Листопад»
муз. Т. Потапенко, «Гуси» (рнп) «Что ты хочешь кошечка» муз. Г.Зингера, «Самолет»муз.
Т.Бырченко

16

Ноябрь
Занятие 17. Играем пальчиками. Цель: учить характерной передаче образов движениями рук,
пальцев; игровые упражнения «пальчиковая гимнастика»; повторение и закрепление понятия
«пантомима».
Занятие 18. Вот так гриб – великан, всем хватило места там! Цель: чтение сказки

В. Сутеева

«Под грибом»; беседа по содержанию, мимические этюды; имитационные упражнения «дождик
начинается», «спрячемся от дождика».
Занятие 19. Импровизация сказки «Под грибом». Цель: развивать действия с воображаемыми
предметами, умения действовать согласовано.
Занятие 20 - 24. Репетиция сказки «Под грибом». Цель: формировать четкую, грамотную речь,
совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.
Вокал: -развивать эмоциональную отзывчивость на песни веселого, шуточного, танцевального и
игрового характера;
-отличать на слух правильное и неправильное пение товарищей;
-закреплять умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать
интонацию на одном повторяющемся звуке; подводить к умению увереннно пропевать скачок в
мелодии на сексту вверх;
Репертуар: «Чики-чики-чикалочки» (р.н.п.), «Барабан» муз. Е.Тиличеевой, «Цветики» муз.
В.Карасевой, «Солнышко-ведрышко» муз. В.Карасевой, «Едет, едет паровоз» муз. Г.Эрнесакса
Декабрь
Занятие

25. Сильный дождик припустил,

всех

зверят

он намочил!

Цель:

этюды на

выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций.
Занятие 26. Каждый хочет спрятаться под маленьким грибком. Цель: развивать внимание, память,
дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Занятие 27. Играем спектакль «Под грибом». Итоговое.
Занятие 28 - 29. Воображаемое путешествие. Цель: развивать воображение, фантазию, память;
умение общаться в предполагаемых обстоятельствах.
Занятие 30. Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять. Цель: развитие дикции;
разучивание новых скороговорок; введение понятия «рифма», упражнять в придумывании рифмы к
словам.
Занятие 31. Веселые стихи читаем и слово – рифму добавляем. Цель: создание положительного
эмоционального настроя; упражнять детей в подборе рифм к словам.
Занятие 32. Кто в сыре сделал столько дыр? Цель: чтение стихотворения Яна Бжехва «Дырки в
сыре»; беседа по содержанию, мимические этюды; игровое упражнение «на дворе».
Вокал: - учить петь самостоятельно, но с муз. сопровождением;
-петь естественным голосом, слаженно, выразительно, передавая характер песни;
-уметь слышать в аккомпанементе и менять в пении динамику, темп звучания;
17

-закреплять у детей умение импровизировать мелодии к отдельным музыкальным фразам на
заданный текст,
-развивать ладотональный слух, активизировать внутренний слух;
-развивать творческую инициативу.
Репертуар: «Голубые санки» муз. М.Иорданского, «Новогодний хоровод» муз. Т.Потапенко, «Дед
Мороз» В.Витлина, «Как у наших у ворот» (р.н.п.), «Зайка, зайка, где бывал?» муз. М.Скребковой
Январь
Занятие 33. Импровизация стихотворения «Дырки в сыре». Цель: развивать действия с
воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.
Занятие 34 - 37. Репетиция сказки «Дырки в сыре». Цель: формировать четкую, грамотную речь,
совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.
Занятие 38. Ну, кто решит простой вопрос? Цель: этюды на выразительность движений; этюды на
выражение основных эмоций.
Занятие 39. Вместе все собрались и чуть не поругались. Цель: развивать внимание, память,
дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Занятие 40. Играем спектакль «Дырки в сыре». Итоговое.
Вокал: - способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на песни торжественного и
лирического характера;
-учить различать отдельные части муз. произведения: вступление, запев, припев, заключение;
-совершенствовать умение чисто интонировать поступенное и скачкообразное движение мелодии
(вверх и вниз)
-уметь показать рукой (играть на металлофоне) движение мелодии вверх и вниз, чередование
долгих и коротких звуков.
Репертуар: «Конь», «Бубенчики», «Небо синее» Е. Тиличеевой, «Артистка» муз. Д.Кабалевского
Февраль
Занятие 41. Игровой урок. Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнение
словарного запаса детей, разучивание новых скороговорок и пальчиковой гимнастики.
Занятие 42. Эмоции. Цель: учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость,
удивление, страх, злость) по мимике.
Занятие 43. Сочиняем новую сказку. Цель: развивать у детей творческое воображение; учить
последовательно излагать мысли по ходу сюжета, совершенствовать навыки групповой работы.
Занятие 44. Сказку сами сочиняем, а потом в нее играем. Цель: учить; развивать самостоятельность
и умение согласованно действовать выразительно передавать характерные особенности сказочных
героев в коллективе.
Занятие 45. Учимся говорить по - разному. Цель: обратить внимание детей на интонационную
выразительность речи; упражнять в проговаривании фраз с различной интонацией; развивать
коммуникативные способности.
18

Занятие 46 - 47. Учимся четко говорить. Цель: отрабатывать дикцию с помощью скороговорок и
игровых упражнений «земляничка», «скажите, букашка», «заяц и зайчиха».
Вокал: - закреплять умение самостоятельно начинать пение после вступления;
-правильно брать дыхание;
-точно передавать мелодию, петь без напряжения, легко, естественно;
-петь выразительно, передавая разный характер песен, следуя за изменением динамики и темпа;
-развивать творческую инициативу, внутренний слух, умение найти тонику в указанных примерах,
импровизируя окончание песенки.
Репертуар: «Песенка друзей» муз.В.Гречик, «Где был, Иванушка?»(р.н.п.) «Гуси-гусенята»
муз.А.Александрова, «Веселая дудочка» муз. М.Красева «Мишка», «Зайка» муз.Т.Бырченко
Март
Занятие 48 - 50. Лети, лети лепесток. Цель: развивать воображение и фантазию; тренировать
пластическую выразительность; продолжать создавать образы с помощью выразительных
движений.
Занятие 51. Цветик – семицветик, сказочный цветок. Цель: чтение сказки В. Катаева «Цветик –
семицветик»; беседа по содержанию.
Занятие 52 - 53. Все слова запомню, желание исполню. Цель: этюды на выразительность движений;
этюды на выражение основных эмоций; формировать четкую, грамотную речь.
Занятие 54. Театрализованная игра «В саду волшебницы». Цель: развивать воображение и
фантазию; тренировать пластическую выразительность; продолжать создавать образы с помощью
выразительных движений.
Занятие 55. Всех ворон пересчитала и баранки потеряла. Цель: этюды на выразительность
движений; этюды на выражение основных эмоций; формировать четкую, грамотную речь.
Занятие 56 - 57. Театрализованная игра «На северном полюсе». Цель: развивать воображение и
фантазию; продолжать создавать образы с помощью выразительных движений; выразительно
передавать характерные особенности сказочных героев.
Вокал: - продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на песни;
-самостоятельно определять характер песни. высказываться о нем.
-называть части песни;
-учить слушать, определять и называть жанровую основу песни: вальс, пляска.
-закреплять умение точно попадать на первый звук мелодии после вступления;
-учить сольному исполнению ранее выученных песен.
Репертуар:

«Бай-качи-качи-качи»(р.н.п.),

«Куда

летишь

,кукушечка»(р.н.п.)

«Цветики»

муз.В.Карасевой, «Жучка и кот»(чеш. Нар.приб.), «Весенняя песченка» муз. А. Филлипенко, «А я
по лугу», «Горошина» муз.В.Карасевой
Апрель

19

Занятие 58 - 59. Импровизация «Магазин игрушек». Цель: развивать действия с воображаемыми
предметами, умения действовать согласовано.
Занятие 60. Последний лепесток остался. Что же пожелать? Цель: беседа о доброте и добрых
поступках; развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку.
Занятие 61. Друг всегда придет на помощь. Цель: воспитывать доброжелательность и контактность
в отношениях со сверстниками.
Занятие 62 - 67. Репетиция сказки «Цветик - семицветик». Цель: развивать самостоятельность и
умение согласованно действовать; выразительно передавать характерные особенности сказочных
героев; формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с
помощью мимики и жестов.
Вокал: - проверить умение самостоятельно узнавать песню по вступлению мелодии, называть ее,
высказываться о характере;
-различать жанр (песня-марш, песня- танец),
-работать над расширением диапазона детского голоса; способствовать выравниванию его звучания
при переходе от высоких к низким звукам и наоборот (в пределах диапазона);
-работать над точностью интонации при скачках мелодии на кварту, квинту.
Репертуар: «Скачем по лесенке»муз. Е.Тиличеевой, «Смелый пилот» муз. Е.Тиличеевой, «Дятел»
муз. Н.Леви, «Барашеньки» р.н.п.
Май
Занятие 68. Играем спектакль «Цветик - семицветик». Итоговое.
Занятие 69 – 70. Волшебное путешествие по сказкам. Цель: этюды на выразительность движений;
этюды на выражение основных эмоций.
Занятие 71. Театрализованная игра «Ярмарка» Цель: тренировать дикцию, расширять диапазон
голоса и уровень громкости, совершенствовать элементы актерского мастерства.
Занятие 72. Игровая программа «Это вы можете!» Цель: закрепление пройденного материала; дать
детям возможность проявить инициативу и самостоятельность в выборе и показе отрывков из
поставленных ранее спектаклей.
Вокал: -следить за чистотой интонации;
-продолжать учить петь легко, с четкой дикцией;
-учить при пении правильно формировать гласные;
-вырабатывать привычку слушать себя и товарищей;
-петь хором, в ансамбле и по одному;
-подводить к пению без муз. сопровождения;
-продолжать петь выразительно, в разных темпах, меняя динамические оттенки.
-развивать

творческую активность

каждого ребенка в процессе коллективных

инициативу, самостоятельность в поисках нужной певческой интонации.
Репертуар: «По малину в сад пойдем» муз. А.Филлипенко,
20

занятий,

«Лесная песенка» муз.В.Витлина , «Тяв-тяв» муз,В.Гречик,
«Пчела жужжит», «Пароход гудит» муз. Т.Ломовой
2.5. Перспективное планирование программного содержания занятий для детей 6-7 лет
Сентябрь
Занятие 1. Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать! Цель: беседа о роли театральной
деятельности в жизни человека; знакомство с новыми детьми.
Занятие 2. Изменю себя, друзья. Догадайтесь кто же я? Цель: развивать внимание,
наблюдательность, воображение детей.
Занятие 3. Пойми меня. Цель: развивать внимание, память, образное мышление детей.
Занятие 4. Волшебная шкатулка. Цель: развитие речи, отгадывание загадок, имитационные
упражнения.
Занятие 5. Игры с бабушкой Забавой. Цель: развивать правильное речевое дыхание;
совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность.
Занятие 6. Вот так яблоко! Цель: чтение сказки

В. Сутеева «Яблоко»; беседа по содержанию,

мимические этюды; имитационные упражнения.
Занятие 7. Импровизация сказки «Яблоко».

Цель: развивать действия с воображаемыми

предметами, умения действовать согласовано.
Занятие 8 - 9. Репетиция сказки «Яблоко». Цель: формировать четкую, грамотную речь,
совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.
Вокал: - обогащать музыкальные впечатления детей;
-развивать умения различать эмоциональное содержание песен, высказываться об их характере;
-учить слушать и слышать себя и товарищей.
-расширять диапазон детского голоса;
-способствовать прочному усвоению разнообразных интонационных оборотов, включающих
различные виды мелодического движения(вверх-вниз) и различные интервалы.
-учить точно попадать на первый звук мелодии песни.
Репертуар: «Лиса по лесу ходила» (р.н.п.) «На зеленом лугу» (р.н.п.), «Кукушка» муз.
Е.Тиличеевой
Октябрь
Занятие 10. Как нам яблоко делить! Цель: беседа о дружбе и доброте; этюды на выразительность
движений; этюды на выражение основных эмоций.
Занятие 11. Драматизация сказки «Яблоко».
Занятие 12. Земляничка возле пня, всем сказала: нет меня! Цель: развивать воображение и
фантазию; тренировать пластическую выразительность; продолжать создавать образы с помощью
выразительных движений.

21

Занятие 13. Театрализованная игра «Волшебные предметы». Цель: развивать у детей творческое
воображение; учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета, совершенствовать навыки
групповой работы.
Занятие 14. В лес по ягоды пойдем, с верхом кружки наберем! Цель: чтение сказки В. Катаева
«Дудочка и кувшинчик»; беседа по содержанию.
Занятие 15. Импровизация сказки «Дудочка и кувшинчик». Цель: развивать действия с
воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.
Занятие 16 - 19. Репетиция сказки «Дудочка и кувшинчик». Цель: формировать четкую, грамотную
речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.
Вокал: -учить петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией;
-учить петь хором, небольшими ансамблями, по одному с муз. сопровождением и без него;
-учить петь, ускоряя и замедляя темп, усиливая и ослабляя звук;
-добиваться выразительного исполнения песен;
-учить передавать характер и смысл каждой песни.
-развивать стремление самостоятельно исполнять окончание песенок;
-стимулировать сочинение собственных мелодий, марша, колыбельной (без текста)
Репертуар: «Листопад» Т. Потапенко, «Праздник веселый» Д. Кабалевского, «Спасибо» муз.
Ю.Чичкова, «Поезд» муз. Т. Бырченко. Сочинение марша, колыбельной. В качестве примера
использовать «Марш» и «Колыбельную»
Ноябрь
Занятие 20. Драматизация сказки «Дудочка и кувшинчик»
Занятие 21. Игровая программа «Волшебный лес» Цель: закрепление пройденного материала; дать
детям возможность проявить инициативу и самостоятельность в выборе и показе отрывков из
поставленных ранее спектаклей.
Занятие 22. Эмоции. Цель: учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике.
Занятие 23. Язык жестов. Цель: развивать выразительность движений умение владеть своим
телом; учиться передавать эмоциональное состояние с помощью жестов, поз, мимики.
Занятие 24. В гости прилетели первые снежинки. Цель: развивать воображение и фантазию;
тренировать

пластическую выразительность; продолжать

создавать образы

с помощью

выразительных движений.
Вокал: - развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера;
-учитывать высказывания о форме песни, темповых и динамических изменениях в музыкальном
сопровождении, характере песни в целом, ее жанре (песня-вальс).
-уточнять умение различать высокие и низкие звуки в пределах терции;
-упражнять в чистом пропевании этого интервала сверху вниз;
-упражнять в чистом интонировании поступенных и скачкообразных движений мелодии;
Закреплять умение различать долгие и короткие звуки, отмечать длительности движением руки.
22

Репертуар: «Спите куклы», «В школу», «Конь» муз. Е. Тиличеевой, «Горошина» муз. В.
Карасевой; «Вальс» Е. Тиличеевой
Декабрь
Занятие 25. Чтение пьесы «Волшебный посох Деда Мороза». Цель: развивать речь детей;
познакомить со стихотворным текстом сказки «Волшебный посох Деда Мороза».
Занятие 26. На дворе царя Гороха. Цель: тренировать дикцию, расширять диапазон голоса и
уровень громкости, совершенствовать элементы актерского мастерства.
Занятие 27. В царстве Снежной королевы. Цель: развивать у детей творческое воображение; учить
последовательно излагать мысли по ходу сюжета, совершенствовать навыки групповой работы.
Занятие 28 - 31. Репетиция новогодней сказки «Волшебный посох Деда Мороза». Цель:
формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью
мимики и жестов.
Занятие 32. Играем новогодний спектакль «Волшебный посох Деда Мороза».
Вокал: - продолжать учить петь без форсирования звука, естественным голосом;
-удерживать дыхание до конца фразы, концы фраз не обрывать, заканчивать мягко;
-правильно выполнять логические ударения;
-петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни.
-побуждать импровизировать простейшие мотивы определенного характера, жанра (вальс, марш,
полька)
-продолжать развивать ладотональный слух.
Репертуар: «Будет горка во дворе» муз. Т.Потапенко, «К нам приходит Новый год» муз. В.Гречик,
«Пошла млада за водой» (р.н.п.); «Новогодний хоровод» муз. Т.Потапенко, «Голубые санки» муз.
М. Иорданского, «Снежок» муз. Т.Бырченко, «Кто шагает ряд за рядом» муз. З.Зингера, «Марш»
Агафонникова, «Плясовая» Т.Ломовой. «Вальс», «Полька» по выбору педагога.
Январь
Занятие 33. Игровой урок. Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнение
словарного запаса детей, разучивание новых скороговорок и пальчиковой гимнастики.
Занятие 34 - 35. Воображаемое путешествие. Цель: развивать воображение, фантазию, память;
умение общаться в предполагаемых обстоятельствах.
Занятие 36. Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять. Цель: развитие дикции;
разучивание новых скороговорок; введение понятия «рифма», упражнять в придумывании рифмы к
словам.
Занятие 37. Веселые стихи читаем и слово – рифму добавляем. Цель: создание положительного
эмоционального настроя; упражнять детей в подборе рифм к словам.
Занятие 38. Театрализованная игра «Как Зима с Весною встретилась». Цель: развивать у детей
творческое воображение; совершенствовать навыки групповой работы.

23

Занятие 39. Плакала Снегурочка, зиму провожая. Цель: развивать воображение и фантазию;
тренировать

пластическую выразительность; продолжать

создавать образы с помощью

выразительных движений.
Занятие 40. Чтение пьесы «Снегурочка». Цель: развивать речь детей; познакомить со стихотворным
текстом сказки «Снегурочка» по мотивам пьесы Н. Островского.
Вокал: -развивать эмоциональную отзывчивость на песни веселого -радостного, веселоголирического, нежного и энергичного характера;
-учить осмысленно воспринимать жанровую канву каждой песни: песня-марш, песня-танец;
-подводить к умению самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей, отмечая не только
правильное- неправильное пение, но и выразительное исполнение.
Репертуар: «Труба» муз. Е. Тиличеевой, «Горошина» муз. В. Карасевой,
«Куда летишь, кукушечка?» (р.н.п.), «Лошадки» муз.Ф. Лещинской
Февраль
Занятие 41. В царстве царя Берендея. Цель: развивать воображение и фантазию; тренировать
пластическую выразительность; продолжать создавать образы с помощью выразительных
движений.
Занятие 42. Весна идет! Весна поет! И с ней ликует весь народ. Цель: тренировать дикцию,
расширять диапазон голоса и уровень громкости, совершенствовать элементы актерского
мастерства.
Занятие 43 – 46. Репетиция весенней сказки «Снегурочка». Цель: формировать четкую, грамотную
речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.
Занятие 47. Играем спектакль «Снегурочка»
Занятие 48. Игровой урок. Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнение
словарного запаса детей, разучивание новых скороговорок и пальчиковой гимнастики.
Вокал: -уточнять умение вовремя начинать после музыкального вступления, точно попадая на
первый звук; чисто интонировать в заданном диапазоне.
-совершенствовать умение петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении
звучания;
-добиваться выразительного исполнения песен различного характера;
-петь с муз. сопровождением и без него.
-учить самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный текст; развивать ладотональный слух, используя вопросно-ответную форму.
Репертуар: «Будет горка во дворе» муз. Т.Потапенко, «Будем в армии служить» муз. Ю. Чичкова,
«Мы дружные ребята» муз. С. Разоренова, «Самая хорошая» муз. В.Иваникова, «Зайка, зайка. Где
бывал?»муз. М.Скребковой
Март

24

Занятие 49. Волшебная шкатулка. Цель: развитие речи, отгадывание загадок, имитационные
упражнения.
Занятие 50.

Игры с

бабушкой Забавой.

Цель: развивать

правильное речевое дыхание;

совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность.
Занятие 51. Шел солдат к себе домой. Цель: Чтение сказки Г. – Х. Андерсена «Огниво»; беседа по
содержанию.
Занятие 52. Чтение пьесы «Огниво». Цель: развивать речь детей; познакомить со стихотворным
текстом сказки «Огниво» по мотивам сказки Г. – Х. Андерсена.
Занятие 53 – 54. Слушайся, ты, нас солдат, если хочешь быть богат! Цель: этюды на
выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций; формировать четкую,
грамотную речь.
Занятие 55. Я здесь на сундуке сижу. Цель: этюды на выразительность движений; этюды на
выражение основных эмоций; формировать четкую, грамотную речь.
Занятие 56 - 57. Театрализованная игра «Город Мастеров». Цель: развивать воображение и
фантазию; продолжать создавать образы с помощью выразительных движений; выразительно
передавать характерные особенности сказочных героев.
Вокал: - воспитывать эмоциональную отзывчивость на песни;
-развивать восприимчивость к песням разного характера;
-продолжать учить самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей, отмечая не только
правильное- неправильное пение, но и выразительное исполнение, проявляя при этом
самокритичность к собственному пению.
-закреплять умение различать долгие и короткие звуки, отмечать длительность выкладыванием
ритмического рисунка мелодии на фланеллеграфе. Дети должны уметь играть песни-упражнения на
металлофоне, узнавать их, называть по ритмическому рисунку;
Продолжать упражнять в умении удерживать интонацию на одном, повторяющемся звуке.
-упражнять в чистом пропевании интервалов вверх и вниз (секунда, терция, кварта, квинта,секста,
мажорное трезвучие)
Репертуар: «В школу» муз.Е.Тиличеевой, «Скок-скок, поскок» (рус.нар.попевка), «Лошадки» муз.
Ф.Лещинского, «Куда летишь кукушечка» (Р.Н.П.)
Апрель
Занятие 58 - 59. Импровизация «Волшебные сны». Цель: развивать воображение и фантазию;
продолжать создавать образы с помощью выразительных движений; выразительно передавать
характерные особенности сказочных героев.
Занятие 60 – 61. Импровизация «До чего же, мы, несчастные царевны». Цель: развивать действия с
воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.
Занятие 62 - 67. Репетиция сказки «Огниво». Цель: развивать самостоятельность и умение
согласованно действовать; выразительно передавать характерные особенности сказочных героев;
25

формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью
мимики и жестов.
Вокал: -продолжать учить петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание
между музыкальными фразами и перед началом пения;
-петь выразительно, легким, подвижным звуком, напевно, широко, с муз. Сопровождением и без
него.
-продолжать учить импровизировать мелодии различного характера на заданный текст, используя
свой музыкальный опыт, знание музыкальной речи, сочиняя песню-марш, песню-вальс, грустную и
веселую песни.
Репертуар: «Пришла весна» муз. Е.Тиличеевой, «Веснянка» (р.н.п.), «Здравствуй, Родина моя» муз.
Ю.Чичкова, «Ракеты» муз. Ю.Чичкова, «Великий день» муз. Е.Тиличеевой. «Осенью»,
«Весной» муз.Г. Зингера «Зайка», «Мишка» муз.Т.Бырченко
Май
Занятие 68. Играем спектакль «Огниво». Итоговое.
Занятие 69 – 70. Волшебное путешествие по сказкам. Цель: этюды на выразительность движений;
этюды на выражение основных эмоций.
Занятие 71. Театрализованная игра «Ярмарка» Цель: тренировать дикцию, расширять диапазон
голоса и уровень громкости, совершенствовать элементы актерского мастерства.
Занятие 72. Игровая программа «Это вы можете!» Цель: закрепление пройденного материала; дать
детям возможность проявить инициативу и самостоятельность в выборе и показе отрывков из
поставленных ранее спектаклей.
Вокал: - продолжать воспитывать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера;
-проверить умение самостоятельно дать оценку качеству пения;
-уточнять, какие песни дети за год помнят, узнают, называют; отметить их умение выделить
любимые (за что нравится песня,в чем ее особенность);
-закреплять навык естественного звукообразования;
-следить за правильным дыханием,
-расширять опыт в творческих поисках певческих интонаций.
Репертуар: «Не забудем детский сад» муз. Е.Туманян, «Спят деревья на опушке» муз. М.
Иорданского, «Летние цветы», «Яблонька» муз.Е.Тиличеевой, «Мы теперь ученики» муз.Г.Струве,
«Веселая песенка», «Грустная песенка» В.Агафонникова.
III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое оснащение программы
Для организации работы по данной программе в учреждении выделено помещение площадью,
отвечающей санитарно-гигиеническим нормам, которое соответствующим образом оборудовано:
мебель, соответствующая возрасту детей, световое оборудование проектор музыкальный центр
атрибутика, учебно-методические пособия.
26

Возраст детей – с 4 до 7 лет.
Количество лет обучения – 4 года
Количество занятий в неделю – 2 раза по 30 минут.
Работа проводится фронтально с использованием игровых технологий. Количество занятий по
одной теме может варьироваться в зависимости от степени усвоения материала.
Музыкальные инструменты
Колокольчик — 12 шт.
Барабанчики-шумелки-15шт.
Бубенцы-30 шт.
Треугольник — 5 шт.
Маракас — 22 шт.
Дудочка — 8 шт.
Погремушка — 47 шт.
Барабан — 33 шт.
Ксилофон — 10 шт.
Металлофон — 8 шт.
Трещотка — 15 шт.
Ложки — 56 шт.
Бубен — 7 шт.
Балалайка — 4 шт.
Гитара---3шт.
Фонотека, CD и mp3 диски
1. «Праздник каждый день»И. Каплунова, И. Новоскольцева СД младшая группа-№1,№2.
2. «Праздник каждый день» И. Каплунова, И. Новоскольцева СД средняя группа-№1,№2.
3. «Ладушки» И. Каплунова, И. Новоскольцева СД старшая группа-№1,№2.
4. «Ладушки» И. Каплунова, И. Новоскольцева СД подготовительная группа-№1,№2.
5. «Топ-топ,каблучок» И. Каплунова, И. Новоскольцева СД№1,№2
6. «Зимняя фантазия» И. Каплунова, И. Новоскольцева СД№1,СД№2
7. «Привет,олимпиада» СД №1
8. «Необычное путешествие»СД №1,№2
9. «Золотые ворота» Е.Железнова СД 1
10. «Наш оркестр» Е.Железнова СД1
11. «Гав и мяу» Е.Железнова СД1
12. «Топ и хлоп» Е.Железнова СД1

Перечень карнавальных костюмов для взрослых.
Дед Мороз
27

Снегурочка
Елка
Карлсон
Тучка
Царь
Петух
Баба Яга
Зима
Осень
Весна
Кот Базилио
Лиса Алиса
Перечень карнавальных костюмов для детей.
цыганки - 10 шт. 2. Лягушки- 10 шт.
3. Гномики-10шт.
4.

Мышки-2шт.

5.

«Настенька» рус.нар. для девочек-6шт.

6.

Платья «Осень»-15 шт.

7.

Ёж — 6шт.(шапочки)

8.

Белые русские народ.рубашки-6шт.

9.

Красные русские народ.рубашки-6шт.

10.

Медведь — 1 шт.(шапочка)

11.

Желтые юбочки-15 шт.

12.

Снегурочка-1шт.

Елочки-8шт.
Снежинки-8 шт.
Футболки — 6 шт.
Гусары-девочки-8шт.
Красная шапочка — 5 шт.
Петух-2шт.
Юбочки на лямках-6шт.
Мальвина- 1 шт.
Буратино — 1 шт.
Ангелы белые платья-8шт.
Восточные красавицы-3шт.
Желтые жилетки-8шт.
26.Военный костюм для мальчика-10 шт.
28

Военный костюм для девочки-10 шт. Атрибуты к танцам, играм - драматизациям, аттракционам,
раздаточный материал.
Платочки красные — 30 шт.
Лента на палочке-30шт.
Звездочки на палочке-10шт.
Корзинки-5шт.
«Болотце» -1шт.
Мешок — 2 шт.
Парики —3 шт.
Сумки — 5 шт.
Шапочки картонные — 10 шт.
Султанчики — 10 шт.
11.Осенние веточки-30шт.
Снежки — 30 шт.
Желтые шляпы-10шт.
Зеленые шляпки-10шт.
Цветы — 30 шт.
Шляпа большая, средняя, маленькая
17.Солнце
18.

Берёзы — 2 шт.

19.

Ширма

20.

Ёлка большая

21.

Тучка

22.

Облачко

23. Веер пушистый-12шт.
24.

Веер блестящий-16шт.

Домик
Избушка Бабы Яги
Домики картонные — 3 шт.
Куклы — 10 шт.
Мягкие игрушки — 30 шт.
Веночки – 15 шт.
Веник – 3 шт.
Очки – 3 шт.
Печка34. Грибы 10 шт.
Кукольный театр (Теремок, Заячья избушка, 3 поросенка, Колобок, Репка) Нагляднодемонстрационный материал:
29

Портреты композиторов мира
Комплект наглядных пособий «Вокально-хоровая работа в детском саду»
«Сказка в музыке» Е.А.Судакова
«Волшебный мир театра»
«Времена года» П.И.Чайковский
Комплект наглядных пособий «Тематические картинки»
Дидактический материал «Марш, песня,танец»
Дидактический материал «Весело-грустно»
Презентации: «Угадай инструмент» ч.1,ч.2
«Три кита»
«Симфонический оркестр»
«Народный оркестр»
«Весна.Вивальди»
«Турецкое рондо .Моцарт»
«День Победы»
«Горошина» (видеораспевки)
«Мышка» (видеораспевки)
«Где музыка живет»картотека предметных картинокЕ.А. Судакова
«Мир музыкальных образов» С.В.Конкевич
Наглядно-дидактический комплекс «Моделирование театральной деятельности»(по возрастам)
Настольный театр «Маша и медведь», «Курочка Ряба», «Колобок», «У страха глаза велики»,
«Петушок и бобовое зернышко»
Сценарии праздников и развлечений .
Организация занятий
Основными формами организации работы с детьми в рамках данной программы являются
подгрупповые занятия.
Возраст детей – с 4 до 7 лет.
Количество лет обучения – 4 года
Количество занятий в неделю – 2 раза по 30 минут.
Работа проводится фронтально с использованием игровых технологий. Количество занятий по
одной теме может варьироваться в зависимости от степени усвоения материала.
3.2. Оценочные материалы
Педагогическая диагностика театрализованной деятельности
Основы театральной культуры
Высокий уровень (3 балла): проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и
театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды
театра, знает их различия и может охарактеризовать театральные профессии;
30

средний уровень (2 балла): интересуется театрализованной деятельностью, использует свои знания
в театрализованной деятельности;
низкий уровень (I балл): не проявляет интереса к театрализованной деятельности; знает правила
поведения в театре; затрудняется назвать различные виды театра.
Речевая культура
Высокий уровень (3 балла): понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое
высказывание; дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев;
творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения; умеет
пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные
средства выразительности речи;
средний уровень (2 балла): понимает главную идею литературного произведения; дает словесные
характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы
сюжета; в пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные
выражения);
низкий уровень (1 балл): понимает содержание произведения; различает главных и второстепенных
героев; затрудняется выделить единицы сюжета; пересказывает произведение с помощью педагога.
Эмоционально-образное развитие
Высокий уровень (3 балла): творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных
эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя;
средний уровень (2 балла): владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их
продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности;
низкий уровень (1 балл): различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся
их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения.
Навыки кукловождения
Высокий уровень (3 балла): импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем;
средний уровень (2 балла): использует навыки кукловождения в работе над спектаклем;
низкий уровень (1 балл): владеет элементарными навыками кукловождения.
Музыкальное развитие
Высокий уровень (3 балла): импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные
пластические образы; свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное
сопровождение к частям сюжета; самостоятельно использует музыкальное сопровождение,
свободно исполняет песню, танец в спектакле;
средний уровень (2 балла): передает в свободных пластических движениях характер музыки;
самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к

31

частям сюжета из предложенных педагогом; с помощью педагога использует детские
музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец;
низкий уровень (1 балл): затрудняется в создании пластических образов в соответствии с
характером музыки; затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных
педагогом; затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен
к спектаклю.
Основы изобразительно-оформительской деятельности
Высокий уровень (3 балла): самостоятельно создает эскизы к основным действиям спектакля,
эскизы персонажей и декораций с учетом материала, из которого их будет изготавливать; проявляет
фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов театра
(кукольного, настольного, теневого, на фланелеграфе);
средний уровень (2 балла): создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля;
создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции декорации из различных материалов;
низкий уровень (1 балл): создает рисунки на основные действия спектакля; затрудняется в
изготовлении декораций из различных материалов.
Основы коллективной творческой деятельности
Высокий уровень (3 балла): проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами,
творческую активность на всех этапах работы над спектаклем;
средний уровень (2 балла): проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в
планировании коллективной деятельности;
низкий уровень (1 балл): не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над
спектаклем.

32

Литература и технологии:
1. Сорокина Н. Ф., играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество- дети»: Пособие для

воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских
садов. -4-е издание, исправлено и дополнено- М.: АРКТИ, 2004. - 208с.: (Развитие и воспитание
дошкольников)
2. Сорокина Н. Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование: Пособие

для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских
садов. -2 издание исправленное и дополненное- М.: АРКТИ, 2007. - 288с.: (Развитие и воспитание
дошкольника).
3. Русские народные детские песни и сказки с напевами/ Запись, составление и нотация Г. М.

Науменко. - М.: ЗАО Издательство Центр полиграф, 2001 – 414 с.: ноты.
4. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Кукольный театр – дошкольникам: Театр картинок. Театр

игрушек. Театр петрушек. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов.
-3-е издание, переработано- М.: Просвещение, 1982. -191 с.
5. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий

2003», 2010.
6. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного

возраста «Ладушки». «Невская НОТА», СПб, 2010.
7. Программа «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, 2011 г.
8. «Кукляндия» А.И. Буренина 2004. Издательство ЛОИРО Санкт-Петербург.
9. «Ожидание чуда» Л. Гераскина 2007 Издательский дом «воспитание дошкольника»
10. «Чудеса для малышей» Е.Г. Ледяйкина 2007 Ярославль Академия развития
11. «Развитие ребенка в музыкальной деятельности» Обзор программ дошкольного образования

ТЦ «Сфера» 2010, М.Б. Зацепина.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Реестр номеров заявлений № 2 Распоряжение от 05.07.2024 № 959.46.36.pdf (скачать)

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».